Данный вопрос является непраздным, так как на сегодня в таком положении сейчас находятся, например, такие страны, как Италия и Испания. Однако если верить информации экспертов Международного валютного фонда, и, в частности, разделу 3.7 «Прогноза по мировой экономике» в экономической истории уже были подобные случаи и решение подобных проблем вполне реально.
Так, в новом отчете World Economic Outlook, опубликованном экспертами МВФ в этом месяце, анализируется, в частности, история Великобритании в период после Первой мировой войны, когда страна переживала жестокий кризис, ее государственный долг увеличился до 140 процентов валового внутреннего продукта, а цены на продовольствие увеличились почти в два раза. Правительство Дэвида Ллойда Джорджа проводило реформы на протяжение 1920-х годов и добилось позитивных результатов, в частности благодаря драконовской программе сокращения расходов, известной как «Топор Геддеса» и названной так в честь Комитета во главе с сэром Эриком Геддесом, созданного при коалиционном правительстве.
Комитет Геддеса смог сократить в итоге расходы государства на 25 процентов, при этом каждый третий государственный служащий был уволен. В новом отчете World Economic Outlook анализируются также шесть других эпизодов, когда странам приходилось бороться с большими государственными долгами в истории ХХ века, в том числе случаи Великобритании (1918), США (1946), Бельгии (1983), Италии (1992), Канады (1995) и Японии (1997). Все эти случаи были объединены экспертами МВФ согласно трем критериям - в каждой ситуации имел место высокий долг государства, они охватывают весь спектр результатов и весь спектр макроэкономических подходов. В случае Великобритании страна не смогла вернуться к «золотому стандарту»- символу процветания британской торговли и престижа страны.
Экономике Соединенного Королевства, кроме того, так и не удалось вернуться к довоенным коэффициентам долга и ВВП аж до 1990-х годов. Что же помешало стране снизить отношение долговой нагрузки к ВВП? В целом, рост был слишком низким, а процентные ставки – высокими, в результате, даже огромный первичный профицит не сдерживал рост долговых коэффициентов. Эта история очень показательна для стран Еврозоны, которые попали в похожую ситуацию. При этом странам Еврозоны нужно не растягивать удовольствие корректировок на десятки лет, а сокращать рабочие места. Кроме того, денежно-кредитная политика должна поддерживать структурные изменения в экономике.
В связи с тем, что сокращение задолженности требует времени, бюджетная консолидация должна базироваться на прочных структурных изменениях и в этом ведущие финансовые институции могут этим странам помочь. Важным также является реализм в вопросе ожидания будущих траекторий долга и в оценке ситуации, когда другие страны Евросоюза не переживают сильного подъема.
Судя по всему, эксперты МВФ реально оценивают ситуацию в Европе и предлагают, на основании анализа данных шести случаев реальную дорожную карту решения сегодняшних экономических вопросов, что является одним из позитивных моментов последнего «Прогноза по мировой экономике». При этом, нельзя не согласиться с выводом экспертов МВФ о том, что опыт Италии период 1990-х годов демонстирует наглядный пример того, что сокращение долга возможно даже при отсутствии серьезного экономического роста.
Зураб Мусинян, член Нью-Йоркской Академии наук