Примерное время чтения: 8 минут
187

Скидочная карта - лишь способ «привязать» клиента?

На первый взгляд, это кажется хорошим способом сэкономить. Но так ли это на самом деле?

Впариваем и всучиваем

Один из самых частых вариантов: на кассе вам говорят, что если вы возьмете еще какой-то товар и доплатите несколько сотен рублей, то получите именную карту покупателя, которая гарантирует скидки и подарки. Со мной такое случилось в одном из магазинов бытовой техники. Мне была нужна стиральная машина, там они продавались чуть дешевле, чем в других местах, поэтому я не мудрствуя лукаво выбрала нужный «агрегат» и отправилась его оплачивать.

«Если вы доплатите 500 рублей и оформите у нас карту, – улыбнулась мне кассирша, – то следующая покупка в одном из наших магазинов обойдется вам на тысячу рублей дешевле, еще одна – на две тысячи, следующая – уже на три и так далее…». Затем девушка поправила саму себя: «Но это при условии, что общая сумма покупки будет не меньше семи тысяч рублей».

Я задумалась: «Холодильник новый нужен, потом встанет вопрос о посудомоечной машине, да и от нового телевизора-плазмы я бы не отказалась… Плохо ли – с каждой новой покупкой экономить по несколько тысяч?!». В подтверждение моих мыслей кассирша протянула мне листочек, где блеклым шрифтом указывались в столбик адреса других магазинов этой сети. Их было впечатляюще много, несколько – в том районе, где я живу. В общем, я решилась и стала счастливой обладательницей кредитно-накопительной карточки. И меня даже не насторожил тот факт, что прийти проставить печать в гарантийный талон на купленную стиральную машину мне предлагалось «в течение полугода после доставки». Кассирша лепетала, что сейчас их юрист, который подобные печати проставляет, в отлучке, а никто больше этого сделать не может…

Машинку мне доставили вовремя, в полной комплектации и в идеальном состоянии. Однако, когда на следующий день я зашла проштамповать гарантийку и посмотреть, что бы еще купить, используя свою новенькую карту, меня ждал неприятный сюрприз. Двери магазина были заклеены бумагой, поверх намалевано краской: «Магазин закрылся. Ремонт!».

С того времени прошел уже год. Стиралка у меня пока работает. В отремонтированном помещении открылся не знакомый мне магазин бытовой техники, а новое кафе. Когда я попыталась найти другие магазины сети, чтобы все-таки воспользоваться карточкой, их в пределах досягаемости (то есть в тех районах Москвы, где я часто бываю) не оказалось. То ли все они позакрывались, то ли блеклый список изначально был составлен неправильно.

Никого не хочу обвинять: может быть, продавцы и не знали о ликвидации магазина. Но кому ж помешают даровые 500 рублей? Особенно если клиент ведется и позволяет впарить себе вещь без гарантии.

Капля в море

Другой вариант – накопительные карточки. Такие предлагают в ресторанах, продуктовых магазинах и некоторых сетях мобильной электроники. Дать карту вам могут в подарок, как постоянному клиенту, или вручить при покупке на определенную сумму. Дальше все просто: вы платите за тот или иной нужный вам товар, и часть его стоимости возвращается на карточку – обычно в виде баллов. Их вы затем можете потратить в том же магазине на любую покупку.

В основном все честно: средства действительно поступают. Но – это сущие копейки! От силы 2–3%, чаще 1% от уплаченной за товар или услугу суммы. Купив в течение года в одном магазине стационарный телефонный аппарат, два дешевых мобильных и довольно дорогой плеер, я накопила на своей карте всего 100 рублей. Я могу потратить этот баланс в любой момент и на любую покупку. Но это, согласитесь, совсем небольшая экономия. Продавцы любезно подсказывают: «Вот если вы купите у нас фотоаппарат, а потом видеокамеру, то уже на нетбук будет ощутимая скидка!». Думаю, никому не надо объяснять, что называется этот прием – «развод» и впаривание.

Один мой знакомый, которому чуть ли не силой вручили очень популярную карту, подсчитал, что если он будет заправлять свою машину лишь на тех заправках и ходить только в те кафе и развлекательные учреждения, которые отчисляют на нее баллы, то года через 3–4 накопленных средств, возможно, хватит, чтобы бесплатно получить велосипед. Самую «бюджетную», естественно, модель. Скажите, зачем нужен дешевый и, скорее всего, некачественный велосипед, которого еще и придется ждать 3 года, если можно пойти в магазин и купить тот, который понравится?

Есть и еще один щекотливый момент. В одном из продуктовых магазинов мне удалось-таки накопить необходимые баллы, чтобы получить бесплатную бутылку французского шампанского. Когда я сказала об этом продавцу, он сразу же стал уговаривать меня не брать этот «приз» сейчас, а копить еще и еще, чтобы через какое-то время получить более дорогой коньяк. Я наотрез отказалась. Работник посмотрел на меня с такой недоброжелательностью, что мне стало не по себе.

Магазинам выгодно, чтобы вы завели их карточку, это мотивирует клиента совершать больше покупок. Однако торговцам совершенно не на руку, чтобы вы приходили за товарами, на которые накопили баллы. Ведь по сути деньги на карточке виртуальны, их словно и нет. А положенные вам товары – это уже реальный расход. Вот почему продавцов еще при приеме на работу учат агитировать вас копить все больше и больше, суля при этом чуть ли не золотые горы.

Все включено

Наиболее безобидный случай – когда карту вам дают либо в дорогих фирменных магазинах, либо в маленьких, но проверенных временем сетях. При этом сразу же предупреждают, что будут по электронной почте или в СМС сообщать вам о новинках и распродажах.

Карта действительно будет работать, давая реальную скидку в несколько сотен рублей на предметы одежды, белье или косметику (подобные карты чаще всего выдают именно такие магазины). Но – попробуйте сравнить цены вашего бутика с прайс-листами других подобных торговых точек. Скорее всего, облюбованный вами магазин окажется заметно дороже.

Все просто: ваша скидка уже заложена в заявленную стоимость продукции. Фактически вы, приобретая по «выгодной» цене товары, ничего не выигрываете по сравнению с человеком, купившим ту же продукцию в менее пафосном месте. Разве что поднимаете свой престиж, сверкая перед кем-то из знакомых карточкой постоянного покупателя дорогого магазина.

Делаем выводы

Любая скидочная или накопительная карточка – это, по сути, способ «привязать» клиента. Для покупателя имеет смысл ее заводить, только если он часто бывает в конкретном магазине и для него это удобно и не накладно и без скидок. Примером может быть продуктовый супермаркет рядом с домом. Раз вы все равно заходите туда чуть ли не каждый день, почему бы и не сэкономить хотя бы немного.

Будьте внимательны. Настойчивость продавца бывает вызвана не только желанием привлечь побольше покупателей, но и стремлением замаскировать обман. Рекомендуя завести карту, кассиры могут отвлекать ваше внимание от низкого качества обслуживания – неоформленной гарантии или неполного предоставления сопутствующих услуг и т. п.

Умейте на самые любезные предложения продавцов вежливо, но твердо говорить нет. Ведь это они в первую очередь заинтересованы в покупателях и клиентах. Предложение сегодня (по крайней мере в Москве) сильно опережает спрос.

Брать карты стоит лишь в устойчивых сетях, существующих уже не 1–2 года, а хотя бы 5 лет.

Не зарабатывайте карточку, покупая заведомо ненужный товар. Ее вам и так дадут – не в этот раз, так в следующий!

Никогда не пишите паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выдан) в анкете на очередную карточку. Адрес проживания, кстати, лучше тоже не указывать. Вы же не знаете, в чьи руки попадет ваша анкета. Зная паспортные данные, можно изготовить дубликат документа и совершать с ним и поездки, и покупки, и даже финансовые махинации. Кстати, само требование дать для анкеты в магазине паспортные данные является противозаконным.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах