Из рыбаков в таксисты
Многие рыбаки, кто отработал в море несколько десятков лет и у кого не за горами пенсия, сегодня считают до неё дни. Другие, хотя и отработали в море солидный стаж, всё-таки решились завязать с ним. И даже молодые люди, сходившие в море пару раз на практику, сразу же понимают: с выбором профессии они ошиблись.
Актуально для многих рыбаков сейчас переквалифицироваться в таксисты.
- Сходить в море, купить машинку (на хорошую не заработать, а так, лишь бы ездила) и таксовать. Лучше 30 тыс. на берегу, чем 30 тыс. в море, - говорит бывший молодой рыбак, ныне таксист.
О непрестижности профессии говорит и тот факт, что в прошлом году к началу учебного года в МГТУ было свободно 90 бюджетных мест по морским специальностям. А из выпускников хорошо если несколько человек с курса пошли в море, да и то, если у них есть возможность попасть в хорошую компанию. А их по пальцам руки пересчитать можно.
- Главная проблема - это кадры. И это сказывается уже сегодня и станет особенно актуально в ближайшей перспективе. Специалиста для моря надо готовить годы, - отмечает руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин БАЛАШОВ.
Зарплаты и питание
Зарплаты рыбаков выглядят следующим образом: за полгода работы на тралфлотовском маотзунде рыбак получает около 180 тыс. руб., в редких компаниях - 300 тыс. руб.
Но часто морякам платят оклад порядка 7 тыс., остальное - это хитрая система паёв, зависит от выработки, она ничем не гарантирована. При этом, как правило, с рыбаками заключают только срочный договор на время рейса. А в подфлажных судах они вообще все налоги должны платить сами, если захотят. Но кто думает о пенсии? Семью бы прокормить, детей поднять! Кстати, часто ни отпускных, ни социальных гарантий не полагается.
Нормы питания в лучшем случае на уровне прошлого века, суточные от 7 долларов, да и то во многих компаниях - это основной заработок рыбака. Нормы питания, соответственно, на том же уровне. Хорошо, что можно есть выловленную рыбу.
По клубам и помойкам
Плачевное положение российских рыбаков общеизвестно, причём в такой степени, что для них в той же Норвегии открывают бесплатные клубы на пожертвования. Но себе во благо, чтобы не допустить хулиганских действий голодных русских, особенно тех, кто в ремонте и кому платят сущие копейки.
Так, в г. Киркенес, где, как известно, сегодня находится основная база мурманского промыслового флота, в таком клубе чёрным по белому написано: русские рыбаки, приходите, пользуйтесь бесплатным Интернетом, смотрите телевизор, общайтесь, для вас всегда - горячий кофе, чай, бутерброды.
Известно, что ходят наши рыбаки по местным помойкам: пищевым, куда выбрасывают просроченные продукты, и вещевым. Одеваются там, если обносились или рабочая роба порвалась. Оттуда приносят на судно стиральные машинки, велосипеды.
- Рыбаки мало зарабатывают, их плохо кормят, они одеты в море как бомжи. Кто захочет такой работы? И при этом человек оторван от семьи, от земли, в трудной психологической обстановке. Это работа для настоящих мужчин. Но если они зарабатывают копейки, зачем такая работа, - рассуждает ещё один моряк в прошлом.
Положение с рыбаками плачевное. И какого молодого специалиста можно привлечь на такую трудную и малооплачиваемую работу?.. А если сюда ещё добавить стоимость документов, которые рыбаки периодически делают за свой счёт…
Сегодня рыбопромышленники в первую очередь озабочены квотами, строительством новых судов. Но если в настоящее время не навести порядка в кадровом вопросе на рыболовном флоте, завтра может быть уже поздно.
Наша справка:
Чаще всего в инспекцию труда рыбаки обращаются с жалобами на невыплату заработной платы или выплату зарплаты не в полном объёме. Уходя в рейс, они часто не заключают в письменной форме трудовые договоры, а те договоры, которые заключаются, зачастую не соответствуют ст. 57 Трудового кодекса РФ. В трудовых договорах указывается минимальная сумма, остальная часть зарплаты лишь обещается работодателем.