По данным, которые недавно привел министр образования и науки России Андрей Фурсенко, около 50% выпускников вузов страны трудоустраивается не по профессии. Но всегда ли работа по специальности — благо? Пожалуй, нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить имена некоторых известных людей, которые, вероятно, лишились бы работы в условиях экономического кризиса, оставшись верны полученной ими профессии.
В число возможных претендентов на пособие по безработице вошел бы, например, самый эпатажный российский политик Владимир Жириновский, который мог работать лингвистом или переводчиком. В свое время он получил образование в Институте восточных языков (впоследствии Институт стран Азии и Африки) при МГУ по специальности «Турция и турецкий язык». Сегодня работникам этого профиля приходится непросто.
— Кризис привел к сокращению иностранных компаний на рынке, уменьшению спроса как на переводчиков, так и специалистов по связям с общественностью, которыми часто трудятся лингвисты, — говорит Юлия Прохорова, специалист по вопросам подбора персонала. Возможно, лидер ЛДПР нашел бы себя в другой области: ведь он окончил еще и вечернее отделение юридического факультета МГУ по специальности «юрист».
Образование в правовой сфере получили и первые лица российского государства: в 1975 году дипломированным юристом в стенах Ленинградского государственного университета стал Владимир Путин, а в 1987 году здесь же завершил учебу Дмитрий Медведев.
Пожалуй, самый известный российский олигарх Роман Абрамович тоже юрист: диплом Московской государственной юридической академии был получен им заочно в течение одного года. Эксперты считают, что Роману Абрамовичу было бы непросто найти работу по специальности: юристы-заочники были не очень востребованы и до кризиса. А вот спрос на профессионалов с полноценным образованием и опытом только возрос: из-за финансовых сложностей количество судебных тяжб между компаниями увеличивается.
Представители российской элиты выбирают не только гуманитарное образование. Например, совладельцы «Альфа-Груп» Михаил Фридман и Герман Хан учились в Московском государственном институте стали и сплавов. Из-за тяжелого положения металлургической отрасли сегодня число вакансий в ней резко уменьшилось, а шансы потерять работу, напротив, возросли.
В сложной ситуации оказались и компании добывающего сектора, сворачивающие свои инвестиционные программы. Это значит, что глава Совета Федерации Сергей Миронов, окончивший в 1980 году Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова, тоже мог бы не найти работу: спрос на геологов не так велик, как раньше.
Впрочем, скорее всего, г-н Миронов не оставался бы невостребованным слишком долго: этот политик — своеобразный рекордсмен среди российской элиты по количеству полученных им образований. Глава Совета Федерации имеет высшее техническое, экономическое, юридическое, философское образования, а также диплом в сфере государственного и муниципального управления.
Его коллега спикер Государственной думы Борис Грызлов окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени профессора М. А. Бонч-Бруевича. Это заведение осуществляет подготовку специалистов в области телекоммуникаций. Эксперт компании «ЮНИТИ» полагает, что в нынешней ситуации г-н Грызлов также испытывал бы трудности с поиском работы по специальности. Большинство компании сектора заморозили планы по привлечению нового персонала до конца 2009 года, некоторые сократили сотрудников, хотя по сравнению со многими другими отраслями эта выглядит гораздо лучше.
Сложности с поиском работы могли бы возникнуть и у основателя финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова. Видимо, его можно назвать обладателем самой «экзотической» профессии для представителя современной бизнес-элиты. Цветков — выпускник Тамбовского высшего военного авиационно-инженерного училища. Еще совсем недавно спрос на летчиков в стране и мире был очень высок, но с падением пассажиропотока и банкротством ряда авиаперевозчиков на рынке возник избыток персонала.
По материалам «Юнити»