Примерное время чтения: 5 минут
921

Объединить платежи: какие плюсы и минусы у единой квитанции за ЖКХ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Псков 08/02/2023
В России хотят вернуться к единой платежке за жилищно-коммунальные услуги.
В России хотят вернуться к единой платежке за жилищно-коммунальные услуги. / Андрей Степанов / АиФ-Псков

В Минстрое обсуждают введение в России единой платежки за жилищно-коммунальные услуги. В ведомстве уверены, что это будет как минимум удобнее для потребителей, которые сейчас ежемесячно получают стопку квитанций. О том, что думают об идее Минстроя участники рынка, - ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, - узнал «АиФ-Псков».

Хорошо забытое старое

«Когда началась реформа ЖКХ в 2006 году, сделали так, что за все услуги отвечает управляющая компания. Естественно, получилась одна квитанция, в которой услуги были разбиты по категориям. Но потом ресурсоснабжающим организациям разрешили отдельно оказывать услуги и сделать их исполнителями напрямую», - напомнил историю появления множества квитанций в почтовых ящиках директор управляющей компании «Псковжилсервис» Андрей Тарасов.

Такое решение было связано с тем, что появилось много фирм, которые брали дома в управление, набирали долгов, собирали плату с жильцов, а потом эти дома «скидывали», и по сути похищали денежные средства у ресурсоснабжающих организаций.

Однако возвращение к единой квитанции, по мнению Андрея Тарасова, может создать дополнительные трудности в работе «управляек». «Квитанция должна следовать за юридическим оформлением оказываемых услуг. Если есть несколько исполнителей, их будет сложно в одну квитанцию свести. И в единой квитанции у каждого поставщика будет свой расчетный счет», - пояснил директор «Псковжилсервиса».

По его словам, надо будет создавать еще одну структуру: расчетный центр, который будет распределять все эти потоки. «Если мы сделаем единую квитанцию и там будут все поставщики в разнобой, она ничем не будет отличаться от того, что мы имеем. Кроме того, что она будет на одном листочке напечатана», - сказал он.

Вариант решения проблемы - возврат к тому, что за все услуги в жилищной сфере будет отвечать управляющая компания: собирать деньги на свой расчетный счет и распределять по поставщикам. «В таком случае, если поставщики недополучают денежных средств, они воюют с управляющей компанией. А у нас нормы жилищного законодательства так устроены, что мы по некоторым услугам имеем непроизводственные убытки. Такая схема на управляющие компании накладывает сильные финансовые трудности», - заметил Андрей Тарасов.

Андрей Тарасов вообще не видит большой проблемы в том, что людям приходит несколько квитанций. «Запрос, как мне кажется, идет от людей, у которых 5, 6, 10 квартир, и которым сложно эту пачку квитанций разобрать. Думаю, что проблема на сегодня не актуальна по сравнению с другими вопросами, которые есть в сфере ЖКХ. Хотелось бы острие направить на решение актуальных задач, а потом уже идти к удобствам», - добавил он.

По его мнению, лучше задумываться о том, как уменьшить стоимость коммунальных услуг за счет механизмов взаимодействия между работающими на рынке ЖКХ компаниями. Например, сделать так, чтобы не каждая организация содержала собственную контрольную службу, а была единая структура.

Удобство и экономия?

Некоторые поставщики коммунальных услуг разрабатывают собственные платформы, на которых абоненты могут оплачивать свои счета в электронном виде, тем самым сократив ворох бумажных квитанций и упростив оплату ЖКХ.

Так, проект по созданию электронного платежного документа реализует «Псковэнергосбыт», рассказал первый заместитель гендиректора компании Герман Коренченко. У абонентов «Экопрома» тоже есть такая возможность. «Мы нашли путь экономии: по заявлению потребителей квитанции им приходят на электронную почту», - рассказала заместитель директора «Экопрома» Марина Мезенцева.

Правда, и тут есть подводные камни. Как отметил заместитель управляющего псковским отделением Сбербанка Игорь Трепов, сейчас потребителям приходится заходить в пять или семь онлайн-кабинетов ресурсоснабжающих организаций. Все эти сервисы имеют разные требования к паролю, логину, размещению информации. Так что в итоге даже тому, кто очень хочет оплачивать коммуналку по электронным квитанциям, удобнее делать это привычным способом: оффлайн.

Более простой и понятной оплату услуг ЖКХ сделает создание единого личного кабинета и мобильного приложения, в котором можно будет передавать показания счетчиков и видеть всю информацию по лицевому счету. И в нескольких регионах России, в том числе в соседнем с нами Великом Новгороде, Сбербанк уже реализует пилотные проекты по созданию «единого платежного окна».

«Если мы говорим о физических лицах, то им удобно, что это одна квитанция и единый кабинет, где можно оформлять платежи. Второй момент - услуги ЖКХ можно оплачивать бонусами «Спасибо», - пояснил Игорь Трепов. Но самую большую выгоду от нововведения, по его словам, получают ресурсники и управляющие компании, потому что происходит сокращение расходов на печать квитанций, вычислительную технику, штат сотрудников. «И до 95% увеличивается собираемость платежей по услугам ТБО и капремонту», - рассказал представитель банка.

А для местных властей эффектом от внедрения этой системы станет прозрачность денежных потоков поставщиков услуг и лояльность населения. «Даже если вместо восьми листочков будет приходить один и его не нужно будет искать в почтовом ящике - это уже будет классно», - отметил Игорь Трепов.

На общегосударственном уровне тоже идет разработка подобного сервиса: речь идет о Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). По словам начальника управления цифрового развития и связи правительства Псковской области Виталия Рахманова, пока несовершенна и требует доработки, но в перспективе получит повсеместное распространение.

В будущем, пояснил он, ранее созданные электронные платежные системы в сфере оплаты коммунальных услуг могут влиться в ГИС ЖКХ: «При ее разработке создается интерфейс для информационных систем ресурсоснабжающих организаций, чтобы они могли подключиться и в автоматическом режиме загружать эти данные».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах