Минувшим днем в России началась очередная призывная кампания. По замыслу военных под ружье будут поставлены 270 тысяч россиян в возрасте от 18 до 27 лет. Срок их службы определен 1 годом. Как сообщалось ранее, юноши, несущие службу по призыву в горячих точках находиться не будут. Тем не менее, сегодня днем появилась информация, опровергающая это утверждение.
Как пишет «Независимая газета», ее информированный источник в Генеральном штабе российских вооруженных сил сообщил, что начиная с текущего года армейские части и подразделения, расквартированные на Северном Кавказе, будут укомплектовываться не только контрактниками, но и военнослужащими-срочниками. Также выяснилось, что квота на контрактников в Северокавказском военном округе будет существенно уменьшена. Таким образом, все прежние заявления представителей Минобороны неоднократно заявлявшими, что призывников в горячие точки направлять не будут, теряют силу.
По данным источника, первые группы со срочниками, прошедшими курс военного обучения, уже направляются в гарнизоны, расположенные на юге страны, в том числе и в три мотострелковые бригады в Чеченской республике.
Впрочем, сегодня, вскоре после того, как эта информация появилась в СМИ, Министерство обороны поспешило ее опровергнуть. Как заявил официальный представитель ведомства Алексей Кузнецов, в настоящее время соединения и воинские части в Чечне укомплектовываются военнослужащими, проходящими службу только по контракту. К тому же, отметил военный, в отправке призывников в нее нет никакой необходимости. Надо отметить, что при этом о возможной отправке новобранцев в другие неспокойные северокавказские республики Кузнецов ничего не сообщил.
Напомним, что ранее начальник российского Генштаба Николай Макаров заявлял, что призывников на Северный Кавказ посылать не будут. Генерал пообещал, что военнослужащих, несущих службу по призыву, направлять в горячие точки или зоны конфликтов, в том числе на российские военные базы в Абхазии и Южной Осетии, не планируется. Во всех этих местах, по его заверениям, будут служить только профессиональные военные.
Между тем, после того, как генерал в одном из своих последующих интервью заявил, что количество призывников будет увеличено, а контрактников уменьшена, возникли серьезные сомнения относительно того, каким образом в условиях дефицита профессионалов будут комплектоваться части на Северном Кавказе.
«Независимая газета» отмечает, что в приказе министра обороны Анатолия Сердюкова № 10 от 13 января 2010 года "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ" обосновывается возможность отправки призывников в места боевых действий.
В данном случае имеются ввиду те территории российского юга, в которых регулярно вводится режим так называемой контртеррористической операции – Дагестан, Ингушетия, Чечня. За то, что срочники в этих местах будут подвергать свои жизни смертельной опасности, в месяц они будут получать порядка 7-9 тысяч рублей.
Таким образом, по мнению экспертов, в данном приказе содержатся серьезные социальные и правовые ущемления прав призывников. В частности, в документе отсутствуют пункты, в которых прописаны льготы по выслуге лет, тогда как для контрактников они действуют из расчета один месяц службы в боевых условиях за полтора месяца в обычных. Если же контрактник еще и участвует в контртеррористических операциях, его выслуга учитывается из расчета как один месяц военной службы за три месяца.
Вместе с тем, в приказе все же учтена ситуация, если срочник пропадет без вести при службе в горячих точках. В этом случае его семье будут выплачивать оклады по воинским должностям, предусмотренные для контрактников. Определены также и льготы для родственников в случаях гибели призывника. Как сообщили в связи с этим в Союзе комитетов солдатских матерей РФ, организация считает, что в горячих точках должны служить только профессиональные военные.