Примерное время чтения: 4 минуты
735

На смену «трубочкам». Алкотестеры в России: история появления

Однако все помнят, что это нововведение, что называется «свалилось на голову» автолюбителей неожиданно, а его использование инспекторами ГИБДД было законодательно утверждено в рекордно короткие сроки.

 

Это вполне объяснимо, потому что у нас не было долгого периода проведения всесторонних исследований, которые могли бы обосновать те предельно допустимые нормы содержания алкоголя в крови задержанного водителя, которые были приняты. На самом деле все было намного проще.

История применения ГИБДД такого устройства, как алкотестер, началась в далеком 1974 году, когда СССР стал участником Международной конвенции о безопасности движения. Основным требованием к участникам конвенции было наличие в законодательстве страны положения, которое определяло бы предельно допустимую дозу алкоголя, которая может содержаться в крови водителя – не более 0,8 промилле.

Подтвердив свое участие в конвенции, мы…благополучно забыли о ней, в течение почти тридцати четырех лет упорно игнорируя ее требования. Однако с того момента, как высшие чины МВД России начали выступать с докладами в ООН, они столкнулись с постоянными упреками в том, что Россия, будучи правопреемницей СССР, по-прежнему продолжает игнорировать требования конвенции. Россия уступила требованиям Запада, и в 2008 году Госдума законодательно утвердила «порог трезвости» для водителей. С того времени использование алкотестера для определения содержания алкоголя в организме водителей стало привычным явлением.

Хотя до этого никаких норм содержания алкоголя у нас не принималось, к 2008 году водители уже были морально подготовлены к проверкам на трезвость – до 2002 года в России применялось освидетельствование с помощью такого прибора, как трубка Мохова-Шинкаренко. Именно благодаря этому легендарному устройству и появилось знаменитое выражение «дунуть в трубочку».

Принцип работы «трубочек» был построен на реакции химического индикатора на концентрацию паров спирта в выдыхаемом водителе воздухе. Если содержание спирта в выдыхаемом воздухе превышало 0,2 промилле, индикатор начинал из оранжевого превращаться в зеленый, становясь ярко зеленым при значении в 0,3 и более промилле. «Трубочки» за время своего существования успели изрядно «попортить кровь» многим водителям. Дело было в том, что корректность определения результата с его помощью оставлял желать лучшего, и достаточно часто совершенно трезвых водителям выписывали штрафы или вообще лишали водительских прав. На самом деле индикатор становился зеленым по многим причинам, кроме наличия алкоголя в крови – к примеру, при отдельных заболеваниях, протекающих в полости рта.

В 2002 году было принято решение отказаться от «трубочек». Вопрос определения содержания алкоголя в организме водителей передали врачам, посчитав их авторитет гарантией беспристрастности и объективности. На самом деле это решение внесло еще большую неразбериху – врачи проявили удивительную несогласованность в своих действиях. Было немало случаев, когда они «выносили приговор» тем, у кого в крови были лишь легкие следы алкоголя (0,05 промилле и менее), и признавали трезвыми водителей, в дыхании которых было больше, чем 0,8 промилле на том основании, что клинические признаки состояния опьянения отсутствуют.

Современные алкотестеры успели приобрести авторитет приборов, способных дать объективную оценку состоянию водителя. Благодаря тому, что они появились в свободной продаже, из очевидных «врагов» водителя они стали средством, с помощью самостоятельно определить тот момент, когда вождение может стать нарушением закона.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах