Примерное время чтения: 3 минуты
73

Старый-старый Новый год

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ - Псков" 13/01/2009

В 50-х годах прошлого века семья Елены Ивановны (тогда еще совсем маленькой Лены) жила в Якутии (сейчас – Республика Саха), в поселке Хандыга. Поэтому и большинство игрушек в семье - якутского происхождения. Есть, например, «якутский» Дед Мороз. Это, конечно, не совсем Чысхаан (так в Якутии зовут властелина холода), а, скорее, добродушный старик в национальной якутской одежде, по цветовой гамме и крою сильно отличающейся от шубы российского дедушки. Игрушечные черты лица стерлись, сейчас даже трудно сказать, выглядел ли тот дед европейцем. Зато Елене Ивановне помнится другое: «Каждый Новый год, когда часы били двенадцать, мой отец поздравлял всех и чокался стопкой с ним - своим земляком».

Перед Новым 1962 годом мама Елены Ивановны поехала в гости к родственникам (тогда говорили «на материк»)  и привезла из Ленинграда шесть «елочных» шишек величиной  с мужскую ладонь. Они пережили не только перелет на самолете в Якутию из Ленинграда, но и следующий большой переезд семьи – уже в Псков, в 1973 году. На новую родину шишки ехали поездом – и ничего, не разбились.

В год, когда Юрий Гагарин полетел в космос, на прилавках впервые появились игрушки-космонавты. У Елены Ивановны их два: один живет в семье уже 48 лет. «А второго космонавта я буквально спасла от гибели. В 1992 году, когда завод ТЭСО находился на грани банкротства, там проводили что-то вроде генеральной уборки и выкидывали старые елочные игрушки. Космонавт тоже мог оказаться на свалке истории», - рассказывает Елена Ивановна.

Есть в коллекции игрушки-символы уже несуществующего государства (стеклянные серп и молот, красная звезда). Есть память об эпохе тотального дефицита: красавец-попугай достался Елене Ивановой из-под прилавка. Причем через вторые добрые руки.  «Мне его подарила подружка, у которой мама работала в магазине. В ее семье попугай висел и на елке, и на кусте роз летом. Видимо, здорово надоел, отдала мне», - улыбается Елена Ивановна.

И еще вспоминает, что раньше елку украшали не только игрушками и гирляндами. «У нас на елке обязательно висели мандирины и яблоки на ниточках, грецкие орехи и конфеты. Однажды вышла забавная история в духе рассказов Носова. Когда у меня появились свои дети, я тоже повесила конфеты на елку. Смотрела, умилялась: “Вот дети молодцы, не таскают сладости, ждут Нового года”. А потом оказалось, что абсолютно все конфеты были съедены – дочь  с сыном аккуратно забирали конфеты, оставляя висеть свернутые фантики. За изобретательность похвалила, но на следующий год конфеты не повесила», - признается Елена Ивановна, у которой таких историй – два ящика.

Вроде бы и не много. Всего лишь целая (не разбитая!) жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах