Выставка иллюстраций к книге «Александр Пушкин. Люди и годы», которая была издана в начале нулевых, открылась в Псковском музее-заповеднике.

Как рассказал на открытии выставки заведующий сектором выставочных проектов Псковского музея-заповедника Николай Москалёв, в 2002 году известный инженер-конструктор и учёный-изобретатель Григорий Пинский предложил не менее известному художнику Вячеславу Михайлову проиллюстрировать посвящённый Пушкину документальный фолиант.
Вячеслав Михайлов нарисовал серию иллюстраций для этой книги буквально за один месяц. Недаром о его удивительной работоспособности ходили легенды, ещё когда он учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. По словам Николая Москалёва, это был самый знаменитый студент в мастерской народного художника СССР, академика Евсея Евсеевича Моисеенко.

Директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв напомнил собравшимся, что в прошлом году псковичи отпраздновали 70-летие Вячеслава Саввича Михайлова выставкой «Осознанная реальность», после которой именитый художник оставил в дар музею две своих работы и в том числе портрет Пушкина, который можно увидеть на выставке «Пером рисуя Пушкина…».

На этот раз Вячеслав Михайлов дарит псковичам всю выставку целиком, учитывая, что нынче юбилей справляет сам Псковский музей-заповедник, которому исполнилось 140 лет. При этом Юрий Киселёв подчеркнул, что эта выставка посвящена не столько юбилею музея, сколько юбилею Пушкинского праздника поэзии, который только что прошёл в пятидесятый раз. Поэтому Вячеслав Михайлов получал сегодня благодарности не только от музейщиков, но и от областного комитета по культуре – в виде приветственного адреса, подписанного вице-губернатором Верой Емельяновой.
Открывая выставку, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Владимир Галицкий подчеркнул, что Пушкин, сам замечательный рисовальщик в стиле «графонаж» (беглые, бессознательные наброски, обычно на полях текста), ни в одной своей эпиграмме слова дурного про художников не сказал, даже когда высмеивал карикатуры на «Евгения Онегина» в «Невском альманахе». Исследователи насчитали 953 сделанных Пушкиным портретных зарисовки, уточнил Владимир Галицкий, и в том числе почти сто автопортретов «солнца русской поэзии», хотя тот нисколько не обольщался насчёт своей «арапской рожи».
Художник Вячеслав Михайлов словно бы продолжил портретные зарисовки Пушкина в свойственной поэту манере и тоже гусиным пером, но уже рукой искушённого художника. Он сказал, что это «совсем не иллюстрации», а «набор рисунков», навеянных «звуком, словом, словосочетаниями» текста книги Григория Пинского.
По мнению Вячеслава Михайлова, иллюстрировать Пушкина «никакого смысла нет», потому что нельзя иллюстрировать «необъяснимое»: «Я знал многих иностранных переводчиков, настоящих энтузиастов. Так вот, они мне рассказывали, что переводить Пушкина на иностранный язык невозможно. Приходится всегда создавать собственный текст. Вот так же и с рисованием».

А ещё Вячеслав Михайлов сказал, что в своё время досконально изучил рисунки Пушкина и был поражён, каким Александр Сергеевич, вроде бы, далёкий от мира художников человек, был «невероятным рисовальщиком».
Объясняя, почему Псковский музей-заповедник получил от него столь щедрый дар, Вячеслав Михайлов вспомнил, как умер его учитель Евсей Моисеенко. Оказывается, после смерти этого блистательного мастера, обладателя множества регалий, кто-то упаковал в четыре мусорных мешка и вынес на лестничную площадку все оставшиеся в его мастерской рисунки. Они не пропали и оказались в музее Академии художеств только по счастливой случайности. «Вот и я подумал: кто его знает, как оно будет со мной, - и решил на всякий случай подарить свои работы вашему замечательному музею».

Вячеслав Михайлов также поблагодарил всех, кто пришёл на открытие его выставки, – за то, что они решились потратить своё время на получение не столь «очевидной пользы», какая бывает, например, от приёма пищи недуховной.
Добавим, что Вячеслав Саввич Михайлов родился 3 сентября 1945 года. С 1971 по 1977 годы учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в мастерской народного художника СССР, академика Евсея Евсеевича Моисеенко.
С 1993 года он является членом Национальной Ассоциации художников Италии «ITALART». Он участник более 200 выставок, в том числе 50 персональных, в России и за рубежом. Работы В.С. Михайлова находятся во многих российских музеях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, в музеях Украины, США, Китая, Финляндии, Эстонии, а также в частных собраниях.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть