Тут не надо иллюзий: ужасные были годы, не смотря на всё великолепие замысла - реконструировать, наконец, театр, который не знал капитального ремонта с тех пор, как был восстановлен после Великой Отечественной войны.
Из жизни эвакуированных
- Да, два года назад, весной, мы из него уходили, почти бежали… И для меня вопрос: почему всё произошло именно так – до сих пор остаётся открытым. Ведь при комитете по культуре Псковской области необходимо было создать оргкомитет, структуру, которая занималась бы организацией жизни театра вне сцены. Где театр будет жить, где будет идти репетиционный процесс, на каких площадках возможны премьеры, на каких – детские спектакли? Никто не занимался этими вопросами. Директору театра Татьяне Комиссаровской было дано распоряжение: очистить помещение. И всё… Ей надо сказать спасибо за то, что она провела эту операцию по эвакуации, в которой были задействованы и молодые актёры, и солдаты. Мы ушли весной 2011 года, но всё лето до глубокой осени там ничего не делалось! Правильно говорила редактор журнала «Страстной бульвар,10» Александра Лаврова: вам нельзя выходить из здания! Идёт реконструкция большой сцены – работайте на малой, переходите в фойе… Правда, у нас тут такой масштаб работ задуман, что выйти пришлось бы всё равно.
- И как вы жили… живёте сейчас?
- Как попало. Да, есть площадка в БКЗ филармонии, в колледже искусств. Были выездные спектакли в райцентрах, благодаря грантовой программе Министерства культуры. Но… Вообще, чем традиционен Псков? Я здесь уже тридцать лет и три года работаю и, наверное, имею право на это наблюдение: в Пскове традиционен пониженный интерес власти к театру. А у театра с властью всегда роман: вспомните Островского, у него много пьес про театр. Если в сюжете есть бенефис актрисы, актёра – кому первому посылает билет бенефициант? Губернатору!
В псковский театр меня ещё в советские времена принимал на работу режиссёр Валерий Бухарин, во время одного из первых наших разговор он сказал, что первый вопрос любого режиссёра, которого приглашали возглавить театр в том или ином регионе был: «А как относится к театру первый секретарь обкома?». В Пскове с этим всегда было сложно. И по театру всегда видно: ходит в него губернатор или нет?
Чинопочитание - на службу искусству?
- Но наш-то ходит. Он же вам, всей труппе, об этом на последней встрече сказал.
- Да просто возражать ему тогда не стали. А был он на спектакле театра имени Ленсовета, на «Заповеднике» в постановке Василия Сенина. Но на наши спектакли не ходил… Тем не менее, у меня сейчас появились новые основания для надежды. И с инициированием реконструкции театра они, может быть, связаны в последнюю очередь. Понимаете, новый художественный руководитель театра Василий Сенин – он фактически губернаторский назначенец. А это очень важно при русской любви к чинопочитанию. Я однажды наблюдал, как рассаживались чиновники на одном благотворительном концерте – в пользу нового храма Веры, Надежды, Любви. Пока в зале не появился губернатор, они не занимали свои места. Ждали, он должен был их увидеть… Подумалось, что если бы на своих оперативных совещаниях губернатор хотя бы раз спросил у них: «Как вам вчерашняя премьера?», то, наверное, за судьбу театра в Пскове можно было бы больше не беспокоиться. Это не главное, но это важно.
- Но есть вещи и поважнее?
- Важнее, что у Василия Сенина великолепное актёрское и режиссёрское образование, он ученик Петра Наумовича Фоменко – человека, которому удалось создать свой театр и свою школу. Возможно, мы плохо знаем Василия Георгиевича как человека, но профессионал всегда найдёт общий язык с профессионалом. Всё, что я от него слышал, было тонко и интересно.
«Сейчас будет потеплее»…
- А вы уже находитесь в состоянии диалога с новым худруком?
- Да, он сразу как-то обозначил свою открытость для наших предложений, инициатив. И я знаю, что режиссёр Вадим Радун с таким предложением уже выступил: с 13 марта он репетирует «Бешеные деньги» Островского.
- Вы там заняты?
- Нет. Потому что я тоже предложил (и Сенин меня поддержал): хочу поставить с молодыми актёрами пьесу Владимира Жеребцова «Чморик» («Подсобное хозяйство»). Это хорошая драматургия, и пьеса известная, в «Табакерке» она шла под названием «Солдатики». Мы, на самом деле, уже начали. Вот сейчас будет потеплее – продолжим репетировать в зале бывшего радиозавода. Зал этот не отапливается, поэтому тепла и ждём. Кстати, Василий Сенин против премьер до конца реконструкции здания театра. И я считаю, что это правильно: нужно готовиться к обещанному осенью открытию здания. Но молодым актёрам нужны репетиции, нужен этот процесс. Школа нужна…
- Я правильно понимаю, что сейчас всё же чувствуется какой-то кислород, надежда?
- Да, и главное, я повторю, что лично у меня сейчас появились новые основания для этой надежды.
- Театр будет.
- Конечно. Я всегда много думал о природе театра. Это потребность, человеческая потребность и даже страсть к психологическому моделированию. Ещё с тех времён, когда в театре играли боги и цари, он был очень нужен для…понимания. Человек хочет понять себя – пишет пьесу, хочет объяснить себя – ставит спектакль. Человек видит себя в роли, хочет об этом говорить, играет, а это предполагает зрителя. И зритель судит, хочет понять! Поэтому театр не исчезнет: ни вообще, ни в отдельно взятом городе. Это кино – консервы, а театр живой.