Является ли «кризис жанра» проблемой системной, и если да, то можно ли вылечить «болезнь»? Экспертом в этом вопросе мы попросили выступить Ивана Егоровича Калинина. Почётный гражданин Пскова, он отдал этой работе не один десяток лет. Когда после окончания института культуры он приехал в наш город, то его первой должностью стал пост директора Дома народного творчества. На заслуженную пенсию мэтр уходил с должности заместителя мэра Пскова, но всё это время культура постоянно была в поле его зрения и особой заботы.
Их носили на руках
- Иван Егорович, сейчас много говорят о проблемах культуры в нашем городе. В чём, на ваш взгляд, причина её плачевного состояния?
- Я бы не стал искать корень зла в чьей-то недоброй воле. Думаю, что когда-то мы по традиции решили сначала всё до основания разрушить, а затем… получили то, что имеем. Во времена оны в Пскове было 17 клубных учреждений. Плюс к тому каждое крупное предприятие имело свой клуб, где занимались сотни горожан. Псковичи поколения «Beatles» и «АBBА» прекрасно помнят, насколько была разнообразна танцевальная география областного центра. Если хочешь послушать качественный звук и отличный вокал - смело шагай в ДКП или ДКС, где тогда выступали группы «Кром» и «Экспромт». За всеми новинками народ ехал в клубы завода «Псковкирпич» или льнокомбината. Кумиров областной эстрады носили на руках - Игорь Александрович Попов не даст соврать. Фанаты «Крома» и «Экспромта» порой стенка на стенку выясняли отношения, какая группа лучше. А если говорить по существу, то в городе была выстроена чёткая система по работе с самодеятельными талантами. И название ей - «Псковская весна», творческий конкурс, который был двигателем этой системы. Появился он в 1967 году, и ваш покорный слуга стал первым председателем его жюри.
- Что было самым принципиальным моментом в подготовке этого творческого состязании?
- То, что в нём принимали участие буквально все, начиная с творческих союзов и кончая профсоюзными коллективами. Горздравотдел, например, заявлял на конкурс сразу несколько хоровых коллективов. Был даже свой хор у аптеки №1, что на улице Пушкина. А какие страсти кипели! Как-то раз первое место и почётные дипломы были присуждены народному коллективу завода радиодеталей и академическому хору завода АТС. После того как награды были розданы, меня как председателя жюри взяли в клинч работяги - участники хоров и потребовали отчёта: почему не был назван самый лучший коллектив? Всё разрешилось, понятно, мирно, но обратите внимание: какие страсти кипели.
Родина там, где платят?
- И к чему столько волнений? Тем более если речь идёт о самодеятельности?
- Знаете, речь идёт о возможности самовыражения, а это о-о-чень много значит. Не говоря уже о том, что человек, выходя на большую сцену, однозначно повышает свою самооценку. Сейчас очень много говорят об отсутствии идеологии как о неком достижении новой общественно-экономической модели. Но ведь возник вакуум, который заполняется несвойственными нашему обществу ценностями. И вот уже привычной стала формулировка: Родина там, где хорошо платят. Какая самодеятельность, если уже творческие союзы стали не нужны?
- Сейчас кроме «Псковской весны» есть другие творческие конкурсы…
- Да, но оказалась разрушенной система, а это самое печальное. Сейчас говорят, например, о том, что Псков может стать одним из центров российского туризма. При этом предлагают делать особый упор на т.н. «событийный туризм». В качестве примера приводят Масленицу, оперные спектакли в Кремле, но в ответ получают увесистые порции критики. И недаром. Всё новое - это хорошо забытое старое, потому что ещё Вадим Иосифович Радун в конце семидесятых годов первым (!) начал устраивать в историческом интерьере Псковского кремля свои спектакли. Всё это держалось на его энтузиазме и уникальных организаторских способностях, но если бы он получил хотя бы часть тех 38 млн, которые уплыли в столицу за два показа одного спектакля, он бы - я уверен! - развернулся во всю ширь. Заодно у Псковского академического театра появилась бы работа на всё лето.
Давайте быть точными
- Но ведь уже есть проекты, привлекательные для «событийного» туриста. Та же Всероссийская Масленица…
- Давайте быть точными в формулировках. Всероссийская - это когда при Министерстве культуры создаётся оргкомитет, который курирует праздник, при этом финансирование осуществляется из федерального бюджета. Так было, когда в конце 70-х годов псковскую Масленицу пригласили выступить на ВДНХ, за что весь творческий коллектив был удостоен серебряной медали. Да я на Масленице-то не один блин съел: сразу после окончания училища (это было в 1958 году!) работал директором клуба в селе Орловка Воронежской области. Вот у нас была настоящая Масленица: колхоз-миллионер «Красный луч» выделил бригаду в 100 (!) человек, которая двое суток блины пекла. Были и санный поезд (село-то на 8 км тянулось), и ряженые, и другие чудеса.
- Сейчас как раз идут приготовления к этому масштабному действу…
- Желаю его устроителям только одного - успеха. Но, повторюсь, это не всероссийский проект. Хотя бы потому, что деньги на эту акцию снова выделяются из бюджета области. И… благополучно «уезжают» в другие города.
- А что могло бы стать туристическим брендом Пскова?
- В 2011 году отмечалось столетие первого Всероссийского праздника песни. Чем не повод? Сформировать оргкомитет (на уровне министерства) и проводить его один раз в пять лет, но так, чтобы - реально! - на всю Россию.
- И это, на ваш взгляд, актуально?
- Когда же песня была не актуальна? Хотя… Назовите-ка хотя бы одну современную, которую можно было бы спеть хором? Вот-то и оно… Так давайте выберем праздник. Определимся с местом, а место и праздник рождают единство. То, чего нашему обществу (стране) сейчас и не хватает.