«Ребята из нашей съёмочной группы ради хохмы запустили в Интернете опрос на тему «Кого нужно призвать сделать себе харакири?». Что интересно, с огромным отрывом в нём лидировало имя Юрия Лужкова», - говорит режиссёр Сергей Бодров, чья комедия «Дочь якудзы» недавно вышла в прокат.
О силе комедии
- Я неслучайно замахнулся на комедию - пожалуй, это самый трудный жанр. Проблемы в стране накапливаются, терпение народа постепенно иссякает, атмосфера в обществе потихоньку накаляется. Чтобы не сойти с ума от всего этого, чтобы ситуация не вылилась в катастрофу, нам надо почаще смеяться. Смеяться над собой, над трудностями, над властью, конечно же. Это очень полезно, в том числе и для здоровья. А власть, когда над ней начинают откровенно смеяться, начинает больше задумываться. Смех - это оружие, сила! С ним можно добиться большего, чем с помощью демонстраций.
Ну вот что нам остаётся делать с нашими «дорогими» депутатами?! Все опросы показывают: около 70% населения считают их заевшимися бездельниками. О чём тут говорить, если дошло до того, что их начинают журить за хроническое непосещение собраний? Даже грозили им штрафами. Да в гробу они видали эти заседания! Им на нас нас...ть, равно как и на законы, которые они должны принимать! И это демонстрируется настолько откровенно, бессовестно, что уже и не знаешь, как реагировать. Ну разве это не комедия, пусть и с приставкой «трагическая»?! Конечно, комедия! Остаётся только смеяться над этим…
О ненужности талантов
Недавно прочитал, что молодой петербуржский учёный Станислав Смирнов получил высшую мировую премию по математике. И тут же выясняется, что он так и не смог найти себе работу в России! Естественно, Смирнов в итоге принял приглашение зарубежного университета. На Западе такие люди нарасхват. А у нас их просто не ценят. Но так было не всегда! Мой прадед Иван Зайцев, неграмотный сибирский мельник, в конце XIX века изобрёл мельничную турбину. Он не знал, как начертить, поэтому просто послал по почте работающий макет в Академию наук в Петербург. И через пару месяцев к нему оттуда приехал специалист. Дед ему на пальцах объяснил работу механизма, тот сделал чертёж. Так вот, этот аппарат описан и в современных учебниках турбостроения как «турбина Зайцева». Куда нынешний изобретатель может отправить свою «турбину»?! Кто приедет к нему?! Кто заинтересуется?! Никто! Никому это не надо. Сегодня нам что-то там говорят о модернизации и инновациях… Но я уверен, что невозможно искусственно создать гениальную модернизирующую систему. Для начала нужно создать атмосферу, климат, в котором современные Кулибины во всех сферах нашей жизни чувствовали бы себя нужными.
О комплексах и коррупции
В том, что, несмотря на все усилия, Россия до сих пор не может интегрироваться в мировую экономику, виноваты мы сами, но никак не «коварные» американцы или «подозрительные» европейцы. Нам всё время кажется, что одни нас не любят, другие зажимают, третьи вставляют палки в колёса, четвёртые косо смотрят и т. д. В итоге мы сами начинаем обижаться и косо смотреть. А в реальности всё дело в наших глубинных комплексах и чудовищно неприличном размахе коррупции, с которым дальше отсталых африканских стран мы не продвинемся точно. Сейчас вот местные власти обязали к ноябрю обеспечить жильём всех погорельцев. Даже веб-камеры установили. Но что-то не очень верится, что всё будет исполнено в срок. Во власть у нас идут не для того, чтобы служить интересам страны и её граждан, как во всём цивилизованном мире, а чтобы в первую очередь срубить денег. С другой стороны, я твёрдо верю, что у нас есть действительно ответственные, порядочные и талантливые управленцы. Ну не может же так быть, чтобы в такой огромной стране они отсутствовали в принципе.
О порядочности и харакири
Я отлично помню советское время, и вернуться в него мне бы не хотелось. Но при всём при том у меня есть стойкое ощущение, что в годы Советского Союза порядочных людей было заметно больше. Конечно, существовали и коррупция, и воровство, и прочая преступность… Но не в таких же размерах, как сегодня! У людей была вера в идеалы, в героев. Понятие «моральные ценности» не было пустым звуком. Люди искренне верили в государственную систему. У них была стабильность, которая в итоге оказалась всего лишь застоем. Но это не важно… Важно, что человек действительно во многих вопросах мог положиться на государство. Сегодня же, видя, как живут наши старики, становится страшно и дурно! Ну вспомнили наконец, что неплохо бы обеспечить ветеранов Великой Отечественной достойным жильём. Вот радость-то какая… А мне хочется спросить: где вы раньше-то были?! У вас нефтедоллары, у вас на самом деле куча «бабок»! Насовали их в какие-то Стабфонды, раздали в долг каким-то непонятным странам, разворовали, в конце концов…
В моей новой картине герой Виктора Сухорукова собирается открыть в России курсы харакири для заворовавшихся чиновников и зажравшихся бюрократов. Десятилетняя японская девочка объясняет ему, что харакири - это часть культуры, что его делают добровольно. «В России добровольно не получится! - говорит персонаж Сухорукова. - У нас его надо делать насильно!» Конечно, это образный пример. Под харакири надо понимать некий отъём чести у человека. Молодые ребята из нашей съёмочной группы ради хохмы запустили в Интернете опрос на тему «Кого нужно призвать сделать себе харакири?». Пользователи предложили очень много имен политиков как российских, так и зарубежных. Но, что интересно, с огромным отрывом в нем лидировало имя Юрия Лужкова. И это задолго до того, как президент отправил его в отставку.
О диалоге с властью
Меня крайне огорчает, что у нас до сих пор не налажен диалог народа и власти. И положительных тенденций я не вижу. Конечно, с исторической точки зрения у нас совсем недавно отменили крепостное право. Но всё-таки мир меняется, и пора бы уже народу дать право диалога. Невозможно в такой огромной стране все вопросы решать постановлениями и назначениями из центра.
Досье
Сергей Бодров родился в 1948 г. в Хабаровске. Начинал карьеру в качестве журналиста. В 1974 г. окончил сценарный факультет ВГИКа. По его сценариям снято более 20 фильмов. Среди режиссёрских работ - «Катала», «Кавказский пленник», «Медвежий поцелуй», «Монгол» и др. Автор нескольких сборников рассказов и фельетонов.