38

Что такое духовный театр?

24 апреля исполняется 20 лет русскому духовному театру «Глас». Мы беседуем с его организаторами и вдохновителями - художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств России Никитой Астазовым и директором, заслуженной артисткой России Татьяной Белевич.

- Никита Сергеевич, Татьяна Георгиевна, как же вы решились создать духовный, православный театр в советское время, известное своей непримиримой позицией по отношению к Церкви?!

Н. Астахов: Моя супруга Татьяна Георгиевна и в те времена была человеком православным. Вместе с ней пришёл в храм и я. Прочитал Евангелие один раз, второй, третий, седьмой и задумался: «А почему эти тексты не звучат на сцене? В кино? Ведь это же именно то, что может помочь человеку! Почему это скрывается?» Стали мы говорить об этом с отцом Георгием (Докукиным), который нас все эти 20 лет духовно подкрепляет, обсуждать, поймёт ли и примет ли советский зритель такой театр: с богоносными, богословскими текстами, с церковными песнопениями. Обсуждали, обсуждали, и вот… (Улыбается.)

Т. Белевич: Да, всё было непросто, нас и закрывать пытались… Помню, обсуждали мы эскиз логотипа нашего театра с художником, стоим на улице, ливень страшный, он показывает: название театра, над ним купол храма и… православный крест. Представляете такое в советское время? Я засомневалась, а потом, знаете, как Господь вложил мысль: не следует по расчёту, озираясь на других, поступать, а надо, как сердце просит. И мы рискнули, оставили этот крестик. Так он и появился на нашей афише - впервые в истории страны…

- Театр начинался исключительно с религиозных спектаклей. Сегодня же в репертуаре множество, что называется, светских авторов. Почему?

Т. Б.: Один из первых поставленных в нашем театре спектаклей - «За Русь святую!» - это духовная, святоотеческая публицистика, основанная на текстах святых Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и других. Но есть у нас и игровые спектакли, и не только классика, но и, например, Шукшин. Другое дело, что ко всем пьесам мы подходим как православные люди. И никогда не позволим себе по примеру некоторых современных театров доказывать, что Гоголь в своём «Носе» имел в виду совершенно иной орган. Мужской!

- Отношение Церкви к театру вообще неоднозначное…

Т. Б.: Как-то на наш спектакль «Крест-хранитель» пришла группа священнослужителей, участвовавших в рождественских чтениях в секции, которая занималась обсуждением - нужен ли театр. Настроение у всех просто разгромное. Посмотрели спектакль, и… вдруг после этого на сцену поднимается один их батюшка и начинает говорить о том, как это важно и нужно. О том, что увиденное перевернуло его сознание. Потому что этот спектакль - о нём, о том, как во время революции, которой он был свидетель, уничтожали духовенство…

- Кто сегодня ваш типичный зритель?

Н. А.: Почему-то очень много молодёжи. Раньше я, взглянув со сцены в зрительный зал, многих узнавал - те, кто нас полюбил, обычно возвращались по многу раз. А сегодня появилось множество новых лиц. Но главное, что можно сказать, - к нам идёт зритель ищущий! На гастролях билетёры удивляются: у вас даже дети ведут себя тихо. Так их зрелище захватывает…

 

Мнение церкви

 

Священник московского храма Троицы Живоначальной в Серебряниках, протоиерей Георгий (Докукин):

«Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Нет такого орудия в мире, которое не было бы предназначено на службу Бога». Этого отрывка из письма Н. В. Гоголя достаточно для того, чтобы объяснить моё отношение к русскому духовному театру «Глас». Что же так сильно действовало на людей со сцены? Это слово Божие, которое «паче всякого меча обоюдо остра» проникало в сердца людей, внимавших ему. Зритель ощущал состояние катарсиса и необходимость быть ближе к матери-церкви. Театр не стремился подстраиваться под моду и веления времени. Своим успехом театр обязан народу, который, как лакмусовая бумажка, чётко определяет, в ком живёт Дух Божий, а в ком - нет».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах