Когда город не берут
На берегу Великой, на территории бывшей ТЭЦ, запланировано возведение жилого комплекса. На Мстиславском раскопе работы велись с 2016 года, там исследовано 4 тыс квадратных метров, где обнаружено 3,5 тыс. находок.
Еще один участок, примерно 200 кв. метров, ближе к улице Советской, как раз напротив музыкальной школы имени Римского-Корсакова сейчас исследуется – там будет построено еще два дома нового жилого комплекса.
Но уже на сегодняшний день из земельных недр этого Великолуцкого участка (по вектору с нынешней улицей Советской проходила Великолуцкая) добыто около 300 артефактов. И это только на этом участке!
«Мы хотели здесь найти замощение этой улицы, ведь как стало известно в середине 50-х годов прошлого века при раскопе на месте «Стекляшки», что направление улицы Советской было западнее, - уточнила директор Псковского Археологического центра Марина Кулакова. - И вообще мы наблюдаем, как изменяется рельеф города: более метра вглубь – это 20 век. Но удивительно, что музыкальная школа не вросла в землю по первый - второй этаж».
«Именно этот участок нам не слишком знаком. Проводились раскопы севернее, здесь мы работаем ближе к южному краю. Он интересен тем, что мы копаем новую зону и уточняем свои представления о былом. Например, Мстиславские раскопы заставили пересмотреть наши взгляды на формирование городской застройки в этом районе», - поделился руководитель раскопа Сергей Салмин. Он рассказал, что археологи обнаружили металлообрабатывающие комплексы 14 века, просуществовавшие до 16-17 веков, о том, как сокращалось в Пскове железоплавильное производство и на смену ему пришло литье бронзы. Что по соседству, на Мстиславском раскопе, была обнаружена мастерская с 3 тысячами тиглей. А в этом году найдена еще одна.
«К нашим знаниям о территории металлообработки прибавилась находка жерновов рудной мельницы. Удивительное дело - они оказались вместе, целый комплект - такое нечасто достается археологам, в основном –запчасти».
Не подумали о потомках
«И вообще, - пошутил он, - псковичи «небрежно» относились к своим потомкам - они не позволяли жечь, грабить свой город, поэтому нам мало попадается не поломанных вещей. Ведь когда город берут, то впоследствии даже клады находят. А Псков не берут и не разрушают - вот мы и имеем дело с обломками».
Итак, чем же поживились исследователи в этом году? Что наиболее интересно из трех сотен артефактов? Особо важно, что все они датируются X-XX веками.
Это керамика с богатым орнаментом из погребения. Как заметил Сергей Салмин, человек – это горшок, он слеплен из глины и хоронят его тоже, по сути, в горшке. По его мнению, эта керамическая орнаментация могла соответствовать рисунку на одежде умершего человека. Кстати, исследователям в этом году посчастливилось обнаружить два погребения, выполненных по обряду трупосожжения. Одно сохранилось мало, его разрушили еще в 12 веке, поставив сверху в дом. А второе, хотя и было нарушено при устройстве металлоплавильной мастерской, но археологам досталось в приличном состоянии, сохранился даже горшок с кальцинированными костями.
А вот перстень-печатка - типичная вещь для средневекового города, свидетельство деловой активности – ими закрепляли документы.
Здесь же две наиболее позднее находки – свистулька, которая после очистки обязательно издаст звук и фарфоровая фигурка ребенка с розовым личиком и в костюмчике с розовым воротничком, и вовсе это не девочка - розовый цвет не был гендероопределяющим – это скорее Роберт Грант, герой романа Жюля Верна.
Тут же пивная кружка с пока не различимой надписью, кувшин-чернильница, простенький перстень, которым скрепляли документы не особой значимости. Возможно, он мог служить печатью на знаменитых кожаных деньгах, изготовленных из лысых беличьих шкурок.
Вот крестообразная подвеска – украшение, форма для литья пулек примерно 16 века, подвеска с конской сбруи, кресало и кремень (зажигалка), нож и оселок (заточка) нему.
Особо можно выделить бронзовую иконку, выполненную с помощью дорогой технологии с чернью. Изображен на ней бородатый святой, в одной руке держащий свиток, в другой – что-то похожее на крыловидные гусли.
«Вроде бы Царь Давид, но он традиционно изображается в короне. Сейчас пытаемся выяснить», - уточнил Сергей Салмин. И добавил, что раскоп еще продолжается, а это значит…