По словам художественного руководителя фестиваля-конкурса, композитора Виктории Сергеенко, работ оказалось намного больше, чем ожидали. Конечно, большинство участников фестиваля представляли Карелию, но были и юные дарования из Санкт-Петербурга, Курска. В составе жюри фестиваля - известные музыканты, композиторы и музыковеды. У юных дарований была прекрасная возможность поучиться у таких известных питерских композиторов, как Владимир Сапожников, Александр Брицин, у почётного деятеля Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств Карелии и России, профессора Петрозаводской государственной консерватории Александра Белобородова.
И творцы, и критики
- В этом году изменился формат мероприятия, - говорит художественный руководитель фестиваля Виктория Сергеенко. - Во-первых, на конкурс пригласили не только юных композиторов, но и музыковедов. Во-вторых, ребята не столько состязались, сколько общались друг с другом, с преподавателями и известными композиторами, обучаясь в творческой школе. Первые два дня занятия проходили отдельно для композиторов и музыкантов, а на третий все вместе участвовали в записи двух радиопередач, которые выйдут в эфир на ГТРК «Карелия». Так, в школе начинающих музыковедов ребята выясняли, что такое «тема» и как её «найти», знакомились с искусством представления, или конферанса. Юные композиторы вместе с мэтрами композиторского искусства обсуждали, как написать музыкальную тему, способы её развития, как представить своё сочинение миру, и даже сочиняли музыку из предложенного им набора звуков.
- Я третий раз приезжаю на фестиваль, - говорит секретарь правления союза композиторов Санкт-Петербурга, художественный директор Международного музыкального фестиваля «Земля детей» Владимир Сапожников, - и вижу, как ступеньки его поднимаются всё выше и выше. То, что придумали в этом году, просто уникально. Дети чувствуют себя участниками творческого процесса, по-американски это называется творческая лаборатория.
Конечно, в дни фестиваля звучала сочинённая детьми музыка, и неважно, что одни исполняли её сами, а другим помогали в этом взрослые. Главное, что у них появились творческие задатки, интерес к написанию музыки. В первый день сцена была отдана участникам в номинации «Академическая музыка». В заключительный день выступали уже композиторы, пишущие эстрадную музыку. Это ещё одна новинка фестиваля. С этой целью организаторам даже пришлось увеличить возрастной ценз участников до 18 лет. Участницы этой номинации также порадовали жюри и зрителей и выбором темы, и исполнительским мастерством. Среди представленных на конкурс работ есть и размышления о жизни, её нравственных аспектах, лирические мотивы. Например, петрозаводчанка Анна Журавлёва очень проникновенно исполнила «Колыбельную осени».
Угадай мелодию
Музыковеды, чтобы попасть на конкурс, посылали свои творческие работы: от эссе до мультимедийных презентаций, небольших видеофильмов, интервью. Всё это рассматривалось строгим, но очень доброжелательным жюри. Кроме того, всем участникам было дано задание: придумать свои названия для музыки, написанной участниками фестиваля. Многие ребята попали в точку, угадывая авторскую тему и название, при этом было немало совершенно оригинальных идей. Организаторы конкурса и жюри не стали особо выделять тех или иных участников, распределяя их по местам на пьедестале, просто отметили одних дипломами участников, а других объявили лауреатами фестиваля. И это правильно: все они талантливые и одарённые и при дальнейшей целеустремлённой творческой работе могут достичь серьёзных успехов. А пока им нравится сочинять, придумывать, делать мир лучше. В числе лауреатов среди композиторов в номинации «Академическая музыка» - Анна Протасова (Олонец), Валерия Галинская (Курск), Арсений Гусев (Санкт-Петербург), петрозаводчанки Алина Шабиева и Надежда Шурыгина, Александра Калинина из посёлка Надвоицы.