Примерное время чтения: 5 минут
167

Монашка с фотоаппаратом. Уникальную американо-российскую книгу фотографийпредставили в Петрозаводске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. "АиФ - Карелия" 22/06/2011

Она рассказала о многолетней эпопее издания книги Ноэми Вейгант «Когда мне было двенадцать лет». Галина Тюнь - редактор перевода текста на русский язык. Автор книги - американская монахиня-бенедиктинка из города Дулут в штате Миннесота. Сестра Ноэми, кроме того, - известный в США фотограф. В колледже при монастыре Святой Схоластики она учила студентов мастерству фотографии, издала 17 фотоальбомов о красотах природы родного края. В 1990 году Ноэми Вейгант выбрала для первой в жизни заграничной поездки  Россию. Побывала в Москве, Санкт-Петербурге и... в Петрозаводске, где познакомилась и подружилась с Галиной Тюнь, преподававшей тогда в петрозаводском университете.

Трогательную историю о своём детстве сестра Ноэми  успела написать за два года до ухода из жизни, накануне собственного девяностолетия.

 Детство Иды

Жила-была девочка. В свои двенадцать лет она, на первый взгляд, не отличалась от многих ровесниц: училась в школе, носила две косички с бантиками, любила свою лучшую подругу и мечтала получить в подарок от родителей велосипед… Но книжка появилась не поэтому.

История Иды - особенная. Во-первых, она - почти столетней давности. Но не устарела. Во-вторых, Ида жила в Дулуте. А у этого северного американского города много общего с российским Петрозаводском. Неслучайно они - побратимы. Дулут стоит на берегу озера Верхнее, размерами, характером и красотой похожего на Онежское.

В-третьих, в зрелые годы Ида Вейгант приняла монашество, став сестрой Ноэми. В-четвёртых, своё служение Богу она проявляла не только молитвами, но и талантом отражать мир в фотографиях.

Галина Тюнь рассказывала, что сёстры монастыря любят вспоминать случай, характерный для неугомонной и по-детски непосредственной Ноэми. Во время утренней молитвы Ноэми, как всегда, с фотоаппаратом на плече, направилась из молитвенного зала в другую сторону. На недоуменный вопрос настоятельницы ответила, что сам Святой Дух подсказал ей пойти на берег озера и сделать снимок. Спорить со Святым Духом, конечно, никто не стал.

Прочитавшим эту книгу, заметила Галина Тойвовна, несложно понять, что американское воспитание сильно отличается от нашего. Семья Вейгантов была многодетной. Родители учили сыновей и дочерей самостоятельности, не докучая неустанной опекой. При этом - не скупясь на любовь и заботу. С малых лет дети  видели родительский труд, труд и труд и то, что блага с неба не падают. Они знали: чем скорее сможешь приносить в семью честный заработок - тем больше тебе чести и шансов добиться успеха в жизни. 

Две героини

Вообще-то Иде, несмотря на то, что она была поздним ребёнком, не грозило стать избалованной и капризной барышней. Многодетному семейству из ковбойского штата  Монтана, трудившемуся на ферме в поте лица, как все пионеры освоения американского Запада, некогда было сюсюкать даже со своими младенцами. Маленькая Ида с братьями и сёстрами помогали родителями пасти стадо, управлять фермой. Дети ковбоев и фермеров не в куклы играли на досуге, а уверенно скакали на лошадях по прериям.

У этой истории не одна, как может показаться, а две главных героини: девочка Ида и её мама, не похожая на других «ковбойских» и дулутских жён и мам своим независимым характером. Именно о ней с нежностью и восхищением рассказывает двенадцатилетняя дочь: «Я узнала, что мужчины били своих жён, и те покорно сносили это, и я думала: могу побиться об заклад, что моя мама не потерпела бы этого. Она была больше, чем просто мама. Гораздо выше их в душе.

Мама, хотя и маленького роста, ходила прямо, с высоко поднятой головой. В её пышных каштановых волосах почти не было седины. … Мама гордилась тем, как она одевалась, и она помогала и поощряла других женщин шить новую одежду из остатков тканей и продавала сшитые платья так дёшево, что даже бедные могли их покупать. Она говорила: «Очень важно относиться к себе хорошо». Решительный и трудолюбивый характер матери достался Ноэми. Она сама выбрала свой путь и своё дело в жизни. Ноэми приняла католическую веру и вступила в орден Св. Бенедикта в городе Дулуте в 1949 году. До этого она получила степень бакалавра по литературе в университете Миннеаполиса, затем  работала в рекламе и фоторепортёром в одной из газет, вела социальные темы, снимая жизнь обитателей бедных и негритянских кварталов.

Как член Союза профессиональных фотографов Америки, она получила много наград за свои работы. Сестра Ноэми и после своего ухода с поста заведующей кафедрой в колледже Св. Схоластики продолжала преподавать курс фотографии.

И  много-много кукол

Галина Тюнь, не раз гостившая в Дулуте у Ноэми Вейгант, вспоминала: «Кельей её уютную комнату в монастыре назвать было невозможно, хотя бы из-за огромного  количества красивых игрушек, в основном  кукол в разнообразных нарядах. Увлечение не слишком странное для пожилой женщины, которой в детстве было не до кукол. Очень жалею, что так и не успела подарить Ноэми купленную специально для неё куклу в народном русском наряде…».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах