Олег Александрович Аксёнов до войны окончил ремесленное училище при Тбилисском государственном театре драмы и работал художником-декоратором. А потом судьба привела его в Псков, где он и остался - влюбился в зеленоглазую псковитянку. Но к художественному ремеслу Аксёнов-старший здесь не вернулся, пошёл работать на завод - нужно было кормить семью. Только в свободное от работы время вместе с Михаилом Александровичем Пикалёвым, известным псковским художником, «подхалтуривал» оформительскими работами. А «халтурку» чаще всего брал на дом, где и работал под пристальным наблюдением старшего сына. Так Аксёнов-младший и учился потихоньку ремеслу.
После службы в армии устроился на ПЭМЗ. Однообразная работа за токарным станком не вдохновляла, и через год ушёл Аксёнов-младший в Псковский драматический театр. Начинал он театральную карьеру монтировщиком - рабочим сцены, но в конце концов стал декоратором. А закончил карьеру в театре и вовсе «белой косточкой» - звукорежиссёром.
Основатель Монмартра
Управлять звуком было очень интересно, но весной 1992-го в нём что-то «включилось», и он начал творить. Не рисовать, а именно творить. Это не всегда было графикой или живописью, скорее всего в то время он работал в жанре «предметного искусства» - его работы могли быть просто «рельефом» или инсталляцией, выполненными в любой технике и заключёнными в рамку. Но чаще всего это было перо, тушь и бумага, иногда с включением цвета.
На заре дикого капитализма государство разрешило гражданину самовыражаться: становись на любом углу, пой, пляши - выживай, кормись, как умеешь. И Александр со своими работами встал на Пушкинской перед входом на Центральный рынок. Сейчас этот квартал хоть и с натяжкой, но можно назвать псковским Монмартром, а начинался он именно с Аксёнова. Но стоять одному было как-то не с руки, и тогда он пригласил в напарники ещё одного псковского художника - Андрея Капранова, которого до сих пор считает своим учителем. Врождённый артистизм нового коллеги помог становлению их небольшого «бизнеса».
Узнаваемая графика Аксёнова стала популярной, на его творчество обратила внимание искусствовед Псковского музея-заповедника Римма Антипова, и через пару лет, в 1996 году, состоялась первая профессиональная выставка Александра. Потом было ещё много выставок, в том числе и в Питере. Стали поступать заказы на книжную графику - всего на счету Александра Аксёнова 13 книг.
Мебель как искусство
Но творчество требовало овладения нужными ремёслами, и через некоторое время Александр пошёл работать в псковские реставрационные мастерские. Плотник, столяр, каменщик и много-много других интересных специальностей - в его трудовой книжке целый букет рабочих профессий. Есть даже такая, как «изолировщик» - рабочий по замазке швов на панельных домах.
Свой первый опыт на этом очередном рабочем месте Александр помнит до сих пор. Начинался ласковый псковский день, а ему нужно было с крыши девятиэтажки, на верёвках, сидя на доске, спуститься вниз, при этом замазывая специальным составом стыки панелей. Напротив него в окне такого же дома был виден дедушка, который с бутылкой пива в руке и с сигаретой в зубах смотрел телик. А Александру предстояло шагнуть в несовместимую с человеческой жизнью пустоту. Так страшно ему ещё никогда не было. И он шагнул. Когда по завершении работы приземлился, стал на ноги и прислонился к стене, с козырька кепки капал пот… А потом это стало просто ремеслом.
К дереву он пришёл, питая на всю жизнь выработанное в армии отвращение ко всякой «механике»: служил он в авторемонтной мастерской. А тут, когда встал вопрос о собственном рабочем пространстве для творчества, подвернулась мастерская краснодеревщика. К тому времени в его творческой биографии уже были опыты работы с древесиной - таким мягким, податливым и в то же время своенравным материалом: полочки для посуды и полки для книг, всевозможные бытовые деревянные поделки. И всё - учитывая характер материала. Извилистые линии, сложные поверхности - эти особенности его почерка легко узнаются на любой выставке.
Когда начал работать «по мебели», возникла проблема с кожей, ведь настоящее кресло обязательно должно быть обтянуто именно этим материалом. Освоил и эту технику. Сейчас его кресла, обшитые кусками кожи, панно - то ли клеёные, то ли сшитые из разноцветной кожи - смотрятся великолепно. И всё это - в сочетании с изысканным дизайном и выверенной эргономикой каждой отдельно взятой вещи, будь то кресло, стул или комод.
Однажды допустив к себе, дерево потом уже не «отпускает». И он продолжает творить. Его работы хорошо известны как в Пскове, так и в Питере. В планах Александра Аксёнова - крупная деревянная скульптура, а ещё - своя собственная мастерская.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть