Перестройка, последовавшая за ней «перестрелка», а затем и стабильность вкупе с Интернет-возможностями отменили необходимость говорить с властью посредством искусства. Судя по премьере, состоявшейся в Псковском академическом театре драмы, то ли необходимость вернулась, то ли времена...
Между небом и землёй
В этом сезоне Семён Верхградский, режиссёр из Петербурга, уже работал в Пскове (спектакль «Страсти по-испански» сыгран 20 раз). Для второй постановки ему, по собственному признанию, была нужна «бомба». Он выбрал "Жаворонка" Ж. Ануя. И "бомба" взорвалась. Кто был способен услышать, тот уже услышал.
По свидетельству очевидцев, второй показ "Жаворонка" 22 мая прошёл даже более осмысленно, чем первый. Зал на удивление собрался: в субботу, в 25-градусную жару, несмотря на хоккейный полуфинал. Народ был заинтригован: зачем, например, в программке помимо даты сожжения Жанны Д`Арк, жаворонка, взлетевшего в небо Франции, сообщалось о восстании на Сенатской в 1825 году? О вводе советских войск в Чехословакию 21 августа 1968 года? О выходе 25 августа того же года на Красную площадь в Москве молодых людей, с плакатами, осуждающими вторжение?
Другой театр
Финал спектакля, в котором будет спет голосом автора - Александра Галича «Петербургский романс», всё объяснит. Вот она - песня "Жаворонка", две чистые ноты в небе. Романс о вышедших на Сенатскую площадь был им написан 22 августа 1968 года. И передан тем, кто несколькими днями позже вышел протестовать на Красную площадь. Так и будет задан зрителю главный вопрос, который сегодня витает в воздухе: «Можешь выйти на площадь? Смеешь выйти на площадь..?»
Задавать этот вопрос публично, прилюдно, под своей фамилией, сейчас решаются единицы. А театр не может быть анонимным при всей своей условности. Сцена - это уже площадь, и на ней 16 решившихся. Пожалуй, впервые актёры театра производят впечатление не просто художественного коллектива, а группы товарищей. И, если уж они пошли все вместе за режиссёром, значит, действительно, что-то зреет…
Впрочем, времена у нас вполне вегетарианские: ни о каких запретах, давлении на режиссёра и артистов речь не шла. А, может, просто в голову никому не пришло, что в наше время театр (да ещё и псковский) возьмёт на себя отнюдь не развлекающую функцию. Губернатор, правда, спектакля ещё не видел. Да и круги расходятся пока среди своих.
Но так или иначе, театр совершил поступок. Может быть, впервые в своей новейшей истории. Этот поступок может его историю изменить. Театр может зазвучать на всю Россию. Но если его хотя бы в Пскове услышат уже хорошо. Тем более, что есть шанс и замолчать: мало ли случаев политической перестраховки, особенно в провинции.
Но и тем, кто не желает, чтобы его за собственные деньги ставили в неловкое положение неловкими вопросами, на «Жаворонка» всё равно стоит сходить. Художественные впечатления там тоже предлагают: зал, стоя, рукоплескал не только идее, но и Владимиру Свекольникову в роли Кошона, и Виктору Яковлеву в роли Инквизитора, и Максиму Плеханову в роли короля Карла, и Юрию Арановичу в роли Бодрикура.