Торжественная церемония закрытия
Всего на победу в фестивале претендует 19 фильмов, среди которых и картина российского режиссёра Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2. Предстояние». Пока критики не решаются высказывать предположения по поводу фаворита фестиваля — или же делают это очень осторожно, — однако фильм Михалкова уже получил однозначные и довольно резкие оценки западной прессы.
«Кажется, Михалков хотел снять что-то похожее одновременно на Феллини и Эйзенштейна, но у него вышел всего лишь Тарантино без юмора», — цитирует Wday немецкую газету «Франкфуртер Рундшау» (Frankfurter Rundschau). Основное недовольство публики, отмечает издание, вызвали натуралистические сцены массовых убийств.
Кроме того, немалая часть упрёков со стороны европейских журналистов касалась даже не художественных достоинств или недостатков «Утомлённых, а личности их создателя. Западную прессу, в частности, не устраивают отношения Никиты Михалкова с коллегами, Союзом кинематографистов и даже российской властью. Если с первыми режиссёр, по мнению прессы, ведёт открытую и в чём-то нечестную борьбу, то с представителями государства, наоборот, старается дружить как можно крепче.
«Никита Михалков всегда ухитрялся дружить с режимом. Он был близок к Борису Ельцину, а сейчас он стал пылким защитником Владимира Путина. Михалков нападает на молодых режиссеров, упрекая их в „антипатриотизме“; сам же он не скрывает своих монархических взглядов», — нападает на российского режиссёра Международное французское радио RFI. А вот общенациональная французская газета «Либерасьон» — кстати, одна из самых популярных в стране — выразила своё недовольство более лаконично: выпустила статью под заголовком «Никита Михалков: нам не нравится».
Впрочем, и на родине Михалков уже получил приличную долю критики, да и коллеги в России неустанно атакуют режиссёра по соображениям скорее политическим, нежели художественным. Недавно, например, группа молодых кинематографистов объявила своеобразный бойкот создателю «Утомлённых солнцем-2» и вознамерилась образовать свой, альтернативный профессиональный союз, не зависимый от структуры, возглавляемой Михалковым.
— В новом союзе профессиональные интересы будут свободно выражаться и согласовываться, чтобы был единый вектор, который бы имел воздействие на правительство, — прокомментировал такое заявление глава Гильдии кинокритиков Виктор Матизен.
— Такое объединение должно поднять авторитет кинематографистов и уважение к ним, а не просто представлять интересы человека, который может открывать ногой двери в высоких кабинетах, — сказано в воззвании к образованию нового Союза, которое уже подписали киноведы Даниил Дондурей и Юрий Богомолов, документалист Виталий Манский, режиссер Павел Бардин, актер Владимир Колганов и другие.
А ещё около месяца назад почти сотня режиссёров и деятелей российского кино оставили свои автографы под другим нелестным для Михалкова документом — открытым письмом против методов руководства главы Союза кинематографистов. Режиссёра обвиняли чуть ли не в тоталитаризме в «лучших традициях» советской власти, а также сравнивали с самодержцем на троне российского кинематографа.
Подписавшие письмо «протестанты» грозились дружно выйти из состава Союза; однако сам Михалков, похоже, был несильно обеспокоен таким массовым исходом и так прокомментировал письмо во время пресс-конференции после показа «Утомлённых» в Каннах:
— Из 97 подписавших письмо о выходе из Союзе 30 никогда в нем не состояли. Двое уже 30 лет живут за границей — один из них Отар Иоселиани, который не мог выйти из российского СК, потому что он был в СК СССР. 30 — от пяти до десяти лет вообще не платили взносы, и через два года их могли вообще отчислить. А из остальных подали заявление об уходе из Союза четыре человека. Вот вам масштаб этого грандиозного международного скандала, — цитирует Михалкова Newsru.com.
А вообще, как бы ни ругали российского режиссёра на родине или за её пределами, в Каннах всё решать будут несколько человек — а именно жюри фестиваля, возглавляет которое Тим Бёртон. Как отмечают критики, именно личные предпочтения судей даже их «причуды» определяют судьбу «Золотой пальмовой ветви», так что предсказывать что-либо сейчас крайне сложно. Тем более что в этом году в списке номинантов очень много молодых, ранее не известных режиссёров, тогда как многих любимцев и «завсегдатаев», наоборот, нет. Впрочем, неофициальные рейтинги возглавляет фильм уже бывалого британского режиссёра Майка Ли «Ещё год».; за ним следуют картины француза Ксавье Бовуа «Про богов и людей», мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту «КрасАта» и режиссёра из Южной Кореи Ли Чан Дона «Поэзия», передаёт РСН.