Впрочем, чего только не пишут теперь о Власове, возглавившем «Русскую освободительную армию». (Её сформировали из эмигрантов и советских военнопленных, которых Гитлер использовал в войне против СССР.) Например, что этот генерал нарочно сдался немцам, чтобы выполнять сверхсекретные задания Красной армии. Представляют чуть ли не новым Штирлицем… Между тем об истинной сущности этого деятеля красноречиво свидетельствуют факты из личного дела генерала Власова, которое удалось изучить в военных архивах.
«Колебаний не имел»
«Власов Андрей Андреевич, родился 1 сентября, или, по старому стилю, 19 августа 1901 года… Добровольно пошёл в Рабоче-крестьянскую Красную армию» — это строчки из его автобиографии. «В оппозициях и антипартийных группировках не участвовал… Никаких колебаний не имел. Всегда стоял твёрдо на генеральной линии партии…» — отвечает он на вопрос анкеты. Многие красные командиры — выходцы из царской армии — такого сказать о себе не могли. И это поможет Власову сделать карьеру. Когда начнётся тотальное искоренение «врагов народа» из армии, лучшую кандидатуру для избрания в члены военного трибунала округа найти будет трудно.
16 марта 1938 г. Власову выдаётся характеристика: «Много работает над вопросом ликвидации остатков вредительства в части». Кстати, изучая «расстрельные дела», к которым приложил руку Власов (бывший членом военного трибунала в Ленинградском и Киевском военных округах), историк А. Колесник не нашёл ни одного (!) оправдательного приговора, вынесенного по его инициативе…
Но где действительно Власов раскрылся ещё до перехода к немцам, так это в отношениях с женщинами. Говорили, будто в Китае, куда его направили (в 1938-1939 гг.) в качестве военного советника Чан Кайши, он затеял «постельные игры» с женой китайского повелителя. А после и вовсе купил себе на 3 месяца несовершеннолетнюю китаянку, чтобы общением с местной Лолитой подсластить унылую командировку.
Быть может, соблазнение супруги Чан Кайши и педофилия — всего лишь «деза» агентуры. Но вот от любовных похождений в СССР и Германии Власова уж точно никто не «отмажет» — на этот счёт сохранилась масса документальных свидетельств. И всем женщинам он клялся, всем врал и всех предал так же, как предал Родину, которую обещал «защищать до последней капли крови».
«Твой всегда»
Вот лишь некоторые из его похождений. Летом 1936-го 35-летний комполка А. А. Власов до того увлёкся своей любовницей Ульяной Осадчей, что та родила от него дочь. Как только началась война и законная жена Анна Михайловна Власова (на фото сверху) была отправлена в эвакуацию, у генерала тут же появилась ППЖ (походно-полевая жена) — Агнесса Подмазенко, которой уже к февралю 42-го г. пришлось уйти из армии в декрет… Не успела 25-летняя Агнесса уехать, как генерал предложил согреть свою постель новой возлюбленной — Маше Ворониной. Вместе с нею они угодили в плен, после чего их амурные дела, конечно, разладились.
Разумеется, сексуально озабоченному генералу-предателю удалось быстро решить «интимный вопрос» и в плену. Однако вместо частой смены безотказных девиц, которыми его баловала Германия, Власову вскоре захотелось постоянного и обстоятельного женского тепла, и он женился на богатой вдове эсэсовца — Хейди Биленберг…
Можно было бы продолжать этот список. Но гораздо красноречивее о натуре этого человека говорит не количество внебрачных связей, а отношение Власова к своим женщинам. Приведу отрывки из писем, которые Власов одновременно отправлял ждавшей от него ребёнка Агнессе Подмазенко и законной жене Анне.
Из писем жене: «Дорогая и милая Аня! Кроме как от тебя, больше ни от кого писем я не получаю, поэтому никому и не пишу… За последнее время, не скрою от тебя, я начал сильно по тебе скучать… Я тебя прошу, будь мне верна. Я тебе до сих пор верен. В разлуке с тобой люблю тебя крепче прежнего… Твой всегда и всюду любящий тебя Андрюша. 02.02.42».
«Ты не поверишь, дорогая Аня!.. Я беседовал… с самым большим нашим Хозяином… Ты представить себе не можешь, как я волновался и как я вышел от него воодушевлённым. Ты, видимо, даже не поверишь, что у такого великого человека хватает времени даже для наших личных дел. Так верь, он меня спросил, где у меня жена и как живёт. Он думал, что ты в Москве. Я сказал, что далеко, поэтому в Москве и часу останавливаться не буду, а поеду обратно на фронт… Твой всегда и всюду Андрюша. 14.02.42».
«Дорогой Аник! Одиннадцатый месяц мы с тобой разлучены, но мысленно я всегда с тобой. …Ты знаешь, моя любимая и дорогая Аня, что, куда твоего Андрюшу ни пошлют правительство и партия, он свою задачу выполнит с честью… Любящий тебя крепко Андрюша. 26.04.42».
А вот что писал в ТЕ ЖЕ ДНИ Власов Агнессе (Аличке), ждущей от него ребёнка:
«Милая и дорогая Аличка! …Я свою жизнь посвятил тебе… любящий тебя — твой Андрюша. 02.02.42».
«Дорогая и милая Аличка! …Меня вызывал к себе самый большой и главный Хозяин. Представь себе, он беседовал со мной целых полтора часа. Сама представляешь, какое мне выпало счастье… Прошу тебя, моя крошка, не скучай, не волнуйся, тебе это вредно. Я всегда мысленно с тобой. Твой всегда и всюду Андрюша. 14.02.42».
«Дорогая и милая Аля… ты прекрасно знаешь, что, куда твоего Андрюшу ни пошлют правительство и партия, он всегда любую задачу выполнит с честью (ровно ту же фразу, словно под копирку, он написал в тот же день жене — см. выше. — Авт.). …Думаю только о вас, мои дорогие (ты и ребёнок), — больше у меня нет никого, близких моей душе и сердцу… Твой всегда и всюду Андрюша. 26.04.42».
«Дорогой и милый Алюсик. Мне очень обидно, что ты пишешь мне такие нехорошие письма… Эти намёки на „обслуживание“ и т. д... Это совершенно обижает меня. Ведь ты, наверное, сама прекрасно знаешь, что, кроме тебя, у меня никого в жизни нет. …Я волнуюсь. Что у тебя? Сын? Дочь? Не мучь, скорее пиши… Твой всегда и всюду Андрюша… 10.05.42».
Можно было бы и дальше цитировать письма, написанные Власовым «любимым и единственным женщинам». Но лучше заметить, что эти письма он писал днём, а ночью… спал с ещё более «любимой» Машей Ворониной!
«Хочу забыться…»
Попытка оправдать Власова тем, что он призывал «создать в содружестве с Германией… новую Россию без большевиков», пусть останется на совести конъюнктурных историков. Своими выступлениями генерал лицемерно обманывал русский народ, говоря (например, 27 декабря 1942 г.): «Германия ведёт войну не против русского народа и его Родины, а лишь против большевизма…» Обманывал, ибо точно знал установку Гитлера: превратить русского «унтерменша» (недочеловека. — Авт.) в рабочий скот, поскольку в интересах Великой Германии «размножение славян нежелательно»!
Между тем Власов был не только беспринципным человеком, разрушителем судеб доверившихся ему женщин, но и (под конец жизни) основательно спившейся личностью. Одним из его дежурных застольных выражений в Германии стали слова: «Водку кушать будем?!» Его официально назначенный немецкий биограф Штрикфельдт вспоминал следующее власовское признание: «Я много пью в последнее время… Хочу забыться…» Ещё бы генералу-предателю не хотелось забыться, если уже в апреле 1944 г. Красная армия перешла границы СССР и приступила к уничтожению врага на его территории. Финал его истории закономерен: советский военный суд и позорная смерть на виселице. Иного он и не мог заслужить.
Автор благодарит за помощь сотрудников Подольского военного архива Минобороны РФ.