Как научить любить книгу и почему уроки литературы убивают интерес к чтению - об этом Наталья Петрова рассказала в беседе с корреспондентом «АиФ-Псков».
Анна Сергеенко, PSKOV.AIF: Мимо вашего центра не пройти: яркий, весёлый, лучистый. Но с другой стороны, современным школьникам скучно от слова «библиотека»…
Наталья Петрова: Вы, когда зашли сюда, видели детей? Одни играют, другие за компьютерами сидят, третьи в книгах роются. В последнее время изменилось понятие библиотеки как таковой. Если раньше: мы идём с мамой, берём книжку, не одну, а две-три. Потом библиотекарь строго спрашивает: «Прочитала?» В понимании детей моего поколения надо было туда прийти, чтобы книгу выбрать для урока литературы и одну для души. Сегодня у библиотеки другая функция: мы даём возможность детям поиграть в настольные игры. Дошколятам - получить книжки-игрушки. Старшим - сделать домашнее задание привлечением нашей литературы. Да-да, они идут сюда и делают уроки. Они приходят к нам за информацией. Им проще поступить так, чем ждать дома родителей. Библиотекарь сразу подберёт нужную литературу. А ребятам у нас удобно и комфортно заниматься. И важно ещё, что здесь они общаются со сверстниками, делают стенгазету, попутно подбирая для себя литературу.
- К вам приходят дети из близлежащих домов?
- Начиная от Дома офицеров и кончая 10, 4 и 14-й школами. Активизировались дети из 24-й школы и ППК. Далековато, конечно. Но в библиотеке на улице Юбилейной нужных книг, которые задавали на лето, не было. А мы к своему открытию были на ступеньку выше других по комплектации. Активны детские сады №№ 24, 25, 26, 31 и «Аистёнок». Мы растим сами своего читателя.
- Понятно, что к вам приходят читающие дети… И понятно, что современные школьники получают информацию из других источников. Поэтому они мало читают?
- Уверена, что всегда первую роль играет пример родителей. Сейчас стал популярен семейный поход в библиотеку. Пока мама с младшим ребёнком книжки-игрушки рассматривает, папа с 4-классником книги выбирает. «Что хочешь?» - Ребёнок плечами пожимает, а папа совет даёт и привлекает к чтению. Есть, конечно, дети, читающие запоем, но их мало…
«Весь я не умру»
- Не кажется вам, что книга в бумажном варианте умирает?
- Не умрёт! Никогда гаджеты книгу не заменят! Я, например, люблю книгу потрогать, понюхать, посмотреть, почувствовать. Ведь читая книгу, сам представляешь актёров, проживаешь сюжет, работает твоё воображение, наконец. Я думаю, что книга будет жить параллельно гаджетам.
- А если книга старая?
- Помню, в детстве в Каверинке по совету мамы взяла «Динку». Она такая зачитанная была. Ого, думаю, столько людей её прочитало, значит, она очень интересная. Как и сейчас у нас «Сына полка» до дыр зачитали.
- Неужели современные дети интересуются историей Вани Солнцева?
- Мало того - по программе снова стали проходить! Программы стали странные: то выбросят, то через несколько лет возвращают произведение. Когда начинаем чистку фондов проводить, нет, думаю, эта ещё пригодится, пока замены нет. Вот и почувствовала, что Катаева нам рано списывать, скоро понадобится. И точно! Потом приобрели новую, красивую. Родители часто придирчивы к эстетичному виду книги.
Писатель должен прижиться
- А что читают больше, фэнтези?
- Малыши до 7 лет любят, чтобы было красиво, ярко, музыкально, чтобы Кот Леопольд спел песенку. Они визуалы, им надо пощупать, потрогать, посмотреть, их притягивают выпуклые страницы. Здесь и Сутеев, и Маршак с «Дядей Стёпой», и Чуковский с «Краденым солнцем». Классика остаётся. Из новинок, которые прижились, - это книги Олега Роя, серия «Джинглики».
Начальная школа в основном читает то, что задают на уроках. Дети ещё такие обязательные, готовы по первому требованию учителя взять книгу. А если понаблюдать, то популярен у них тот же Драгунский, то же «Простоквашино» Успенского. Всё равно его обожают, хоть мультик знают наизусть. А Успенский ведь хитрый, выпустил продолжения и подсадил на него детей. Многие ребята подвержены мнению родителей и пытаются читать «Мумми Троллей». Не всем эта книга идёт, но большинство её любят, спрашивают. Конечно, Линдгрен с «Пеппи Длинный чулок» будет всегда, это классика. Харриса с «Братцем Кроликом и Братцем Лисом» обожают бабушки и спрашивают для внуков. Из современных писателей особой популярностью пользуется Крюкова, «Дом вверх дном», «Паровозик из Ромашково» Геннадия Цыферова. Но писатель ведь должен прижиться, особенно новый, к ним аккуратно надо подходить. Пробовала на старшей дочери эксперимент проводить, читала Тамару Крюкову, ей не пошла, неинтересно. Но она быстрее «Динку» с бабушкой прочитала.
А у детей постарше другая тенденция, они понимают, что школа школой, а хочется чего-то своего, и здесь фэнтези превалирует: и «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Таня Гротер», и «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца очень востребованы, их до дыр читают, и можно закупать следующие. До сих пор «Гарри Поттер» постоянно на руках.
Супергерои
- Значит «Тимура и его команду» не читают? Целое поколение выросло на другой литературе.
- Всё равно ведь все воспитаны на русских народных сказках. Может, это дань моде, но «Коты-воители» сегодня больше востребованы. А «Тимура» спрашивают, если задан по программе. Кстати, современные книги для подростков стараемся сначала сами прочесть, например, книги, написанные в тандеме Олега Роя и Екатерины Неволиной «Леди-кошка», «Цирк кошмаров». Мы даже к некоторым с опаской относимся, всё же неизвестно, как магия может на психику ребёнка повлиять. Например, «Закрытая школа» Неволиной по мотивам сериала, те же «Числа» Рейчел Уорд или «Сумерки» Стефани Майер.
- Почему ребят так привлекают магия и фэнтези?
- Мне кажется, что дети всегда хотят верить в чудеса. Но это уже дети другого поколения, и их сложно удивить приключениями Алисы в Стране чудес. А в новых книгах сюжет полный загадок, главный герой - супергерой, наделённый сверхъестественными способностями, сюжет развивается динамично и самое главное - нет нравоучений, чего так не любят современные дети.
- А если по категориям рассуждать. Фэнтези на первом месте?
- Как раз нет! Сначала «детям о детях», потом книги про животных, и только потом приключения.
- Дюма спрашивают?
- Нет! Им достаточно фильма о мушкетёрах. А вот «Собором Парижской Богоматери» интересуются, как и романами Бредбери.
- А поэзия, состояние души, в почёте?
- Совсем не интересуются, хотя и Цветаева, и Ахматова, и Мандельштам - всё есть в фондах. Только если по программе и то без энтузиазма.
- Как вы считаете, что надо сделать - в семье или школе, чтобы ребёнок полюбил художественную литературу?
- Сначала все идёт от семьи. У читающих мамы и папы, конечно, может получиться и нечитающий ребёнок, но не наоборот. И читать надо правильно: обсуждать, возвращаться к прочитанному вчера, таким образом пытаться сформировать интерес к книге. А вот школа почему-то превращает процесс чтения в наказание. Не сделал домашнее задание? Нет книжки? Двойка! Прочтёшь и перескажешь не один рассказ, а два! Получается, мы заставляем читать, а должны ведь прививать любовь к литературе, чтобы от чтения ребёнок получал удовольствие. Так он начнёт сочувствовать, сопереживать, так он будет формироваться как личность.