При ближайшем рассмотрении оказалось, что этот «цирк» никуда и не уезжал. То был праздник, который всегда с тобой, – День Скобаря называется, - непереводимый псковский фольклор в фазе традиционного осеннего обострения.
Алле-гоп-стоп
А происходили в Музейном переулке вот что. При большом стечении народа некие полуголые люди, например, разыгрывали перед публикой уличную драку до крови.
Кровь брызнула после того, как один из «артистов» повалил другого навзничь и нарочно уронил на него ножичек остриём вниз. Тот как ни в чём не бывало размазал красное по животу, а затем принялся так же непринуждённо дубасить своего «обидчика» палкой по солнечному сплетению.
Эти мнимые «гопники» на поверку оказались «Солнечными людьми» - типичными уроженцами солнечного Скобаристана. Они явили собравшимся сущность понятия «скобарь», которое только для питерских снобов означает «грубого, невоспитанного человека». На самом-то деле скобари – «как лук». Не потому, что «чернеют и скукоживаются на солнце», а потому, что они такие же многослойные, сказал бы Шрек.
Взять хотя бы «Солнечных людей». В действительности это люди с богатым внутренним содержанием, приверженцы духовных практик, между прочим. Они спят на гвоздях, ходят по битому стеклу, а по большим праздникам надувают вместо воздушных шариков резиновые грелки. Одно слово – скобари.
Прикрутили фитилёк
По уже заведённой традиции, на День Скобаря скобари не просто обналичиваются, но и конвертируются в митьков, братаясь со своими единомышленниками из Санкт-Петербурга.
Главным псковским «митьком» считается художник Александр Бушуев. А главный в мире «митёк» Дмитрий Шагин заодно провозгласил Бушуева главным скобарём. Правда, с оговоркой «не побоюсь этого слова».
Чувствуется, что гостям из Питера до сих пор трудновато выговаривать «это слово» не как ругательство, когда приходится вот так, из лучших побуждений, величать закадычных друзей «скобарями». И сколько бы Шагин потом ни отнекивался, а всё-таки вынужден был сознаться, что его питерским знакомым и сегодня сложно понять, что это за праздник такой, «День Скобаря», – в честь кого? Хоть «митьки» и крушат стереотипы, не покладая рук, уже который год сливаясь со скобарями в экстазе.
На этот раз они открыли в псковской картинной галерее выставку «митьковского плаката» - по мотивам лучших произведений советского агитпропа и отдавая дань памяти псковскому искусствоведу Юлию Селивёрстову, которого не стало в этом году.
При этом руководитель Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв чуть не прослезился, вспоминая, как, «будучи ещё совсем маленьким директором», восхищался всегда актуальным митьковским искусством. Особенно, когда «митьки» «отправляли» Леонида Брежнева в Афганистан.
После этого я, конечно же, не могла не спросить у Дмитрия Шагина, кого б «митьки» отправили сегодня, допустим… на Украину. Он ответил, что на Украину никого отправлять не нужно и что митьковское отношение к тамошним событиям лучше всего иллюстрирует плакат с незабвенным «Фитилёк-то прикрути - коптит!».
Рыбный день
«Митьки» угощали гостей фестиваля макаронами по-флотски. Псковские кузнецы как хозяева праздника кипятили для всех желающих столитровый самовар.
Но самая длинная очередь выстроилась к навесу, под которым расположилось рыбная полевая кухня гдовского депутата Алексея Малова. Он лично помешивал поварёшкой ароматную уху на 500 персон и собственноручно коптил для земляков рыбку, доказывая тем самым, что никакие санкции псковичам нипочём, пока они в состоянии держать в руках удочку.
Получился такой не просто Скобаря, а ещё и рыбный день. В ознаменовании чего псковские кузнецы даже выковали «Памятник псковскому снетку», который, скорее всего, так и останется на Псковском кузнечном дворе, хотя мог бы запросто встать в каком-нибудь из псковских скверов в один ряд с бронзовыми братьями и сёстрами своими большими, типа церетелевской Ольги.
…Под «занавес» праздника из Музейного переулка неслось: «Ночь пройдёт, наступит утро ясное, снова счастье нас с тобой ждёт… солнце взойдёт, солнце взойдё-о-о-от…» Вдоволь натешившись, «солнечные люди» скобари расходились по домам – очень может быть, что к своим собственным лежанкам из гвоздей и ковриками из битого стекла.