Все овцы для него "девочки", собаки - "колобки", а то, что окружает (поля, лес, река) - САД, где он живет уже более двадцати лет. Живет и, как учил великий Вольтер, возделывает не покладая рук. Может быть, в этом и кроется рецепт простого человеческого счастья? Корреспондент "АиФ-Псков" попытался ответить на этот вопрос.
Признайся, читатель, приходилось ли тебе встречать в сельской местности пожилого мужчину? Увы...Как показывает практика, этот вид homo sapiens редко доживает в наших глубинах до преклонных лет. А по-настоящему счастливого? Тоже вопрос на засыпку. Поэтому представьте мое искреннее журналистское удивление, когда на хуторе Мостище Пыталовского района мы познакомились с жизнерадостным и удивительно словоохотливым человеком 77 лет от роду. Его основное занятие - мыслить, как бы ни высокопарно звучало это слово. Во всяком случае, сейчас он занят тем, что доводит до ума свою очередную книгу, которая носит длинное, но весьма многозначительное название: "Апология и проблематика ведения семейного сельского хозяйств. 1986 -2006 гг".
- В ней я пытаюсь обобщить свой двадцатилетний опыт ведения семейного хозяйства и доказать, что только этот способ по-настоящему жизнестоек и имеет реальную историческую перспективу в условиях области, - рассказывает наш собеседник Рудольф Эдуардович Прауст - человек, который всей своей жизнью заслужил право так говорить.
В 1985-м, окончательно поняв, что социалистическая система ведения сельского хозяйства не имеет реальных перспектив, он, к тому времени второй секретарь Ленинградского обкома партии, депутат Верховного Совета РСФСР, решил бросить все и пойти, образно выражаясь, в народ. Так уже через год в Пыталовском районе появилась лаборатория мониторинга социально-экономического развития села Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) им. А. Никонова.
- Первоначально речь шла о трех-четырех месяцах, - продолжает Рудольф Эдуардович. - Свою задачу я понимал так: сформировать группу ученых для того, чтобы разработать комплексную программу, которая обеспечила бы интенсивное развитие сельского хозяйства района. Однако командировка, как видите, затянулась...
Да и могло ли быть по-другому? Судите сами: в стране разброд и шатание, бездарная колхозная политика поставила страну на грань тотального голода, и тут в кабинете первого секретаря райкома Николая Воробьева (увы, сейчас уже покойного. - Прим. авт.) появляется некий гражданин, который с энтузиазмом, странным для того времени, настаивает: у сельского хозяйства Нечерноземья есть реальные(?!) перспективы. Какой же выход предлагал заезжий? Довольно простой: изучать опыт хозяйствования прежних поколений, подмечая все лучшее. И главное: делать ставку на трудовую семью, которая во все времена и при всех режимах кормила Россию. За историческими примерами не нужно было далеко ходить. Взять хотя бы хутор, где поселился приезжий. В свое время он принадлежал местному крестьянину-середняку Тимофею Евдокимову - человеку, который сразу после войны возглавил колхоз "Красные Мостище". Интересный факт: туда он брал только крепких (!) хозяев. За что потом и поплатился: вынужденной "командировкой" за казенный счет в Сибирь.
Так и начинался эксперимент, который продолжается до сих пор. За то время, что Прауст безвылазно обитает на своем хуторе, успела смениться экономическая формация, не одно поколение чиновников кануло в административную Лету, а он живет. И, не побоюсь этого слова, процветает. Справедливости ради следует сказать, что путь к сегодняшнему благополучию не был усыпан розами. Приходилось даже отстреливаться, когда здешние "братки" попытались наехать на удивительного фермера.
- Чего там, зарядил дробовик да шуганул незваных гостей сразу из двух стволов, чтобы больше никто не лез, - сдержанно поясняет Прауст.
...До хутора Мостище ехать от Пыталова всего ничего: километров 10-12, однако здесь и обитает его клан. Прежде всего, это он сам и его верная спутница Галина Никитична. К слову, по профессии она - агроном-семеновод. Плюс - старший сын с семьей, который переехал в эти края из Питера лет пятнадцать назад. Так рядом с домиком отца появился еще один. А в начале лета, закончив учебу, приехал к деду и внук Никита (по профессии он ветеринар) с молодой женой, которая не так давно сделала патриарха прадедом. Есть у Прауста и младший сын. Его основная сфера деятельности - предпринимательство.
- А когда надоест столичная суета, то и ему крыша над головой найдется, - смеется Прауст-старший, показывая, как невдалеке от его дома начинается новое строительство.
- Это сегодня принято считать Псковское Нечерноземье экономически депрессивной зоной, - неторопливо рассуждает он. Мы сидим в удивительно уютной горнице, которая одновременно служит и гостиной, и кухней. Вкусно пахнет жареной бараниной; на столе - зелень, мед, творог... Около печки по-домашнему мурлычет кошка, озабоченная дикторша с Первого канала рассказывает последние криминальные новости.
- Все, казалось бы, очевидно! - продолжает хозяин. - Демографическая ситуация катастрофическая, люди в поисках заработка бегут в города, но я уверен: наступит время, когда человек, достигнув определенного благополучия, начнет задумываться о качестве жизни. Вот тогда-то наши края и будут по-настоящему востребованы. Для этого есть все: и экологическая составляющая, и возможность ведения семейного хозяйства.
Ну а пока этого не произошло, гостеприимный хозяин с удовольствием показывает свое подворье, где есть все необходимое для жизни. Сразу обращает на себя внимание большая каменная рига, которая была построена еще Тимофеем Евдокимовым! Здесь же находится и мастерская, и гараж, и пилорама. Неподалеку - коровник. Стадо небольшое - всего 20 голов. Плюс - около сорока гектаров земли.
- Не думайте, что я целыми днями сижу за компьютером. Сегодня, например, полдня косил. Руки заняты, а голова-то свободна: думаю о новой книге. Торопит институт, чтобы успеть поставить ее в план уже этого года. Вот и приходится разрываться, - продолжает Рудольф Эдуардович. - А с другой стороны, и хорошо.
На самом деле - хорошо. Хорошо, что здесь, в Мостище, живет вся его большая и дружная семья: дети, внуки, правнук. Хорошо, что дело, которому ты был всегда верен, не пропало. И более того - будет иметь продолжение. Во всяком случае, в этом Прауст уверен на все 100!
- Помните пафосные призывы, на которые в свое время не скупилась новая власть: "Только фермер накормит Россию"? Ерунда! - от души веселится Рудольф Эдуардович. - Накорми себя, свою семью, и Россия тоже будет сыта и счастлива, потому что основа всего - семейный труд.
Уверенность Рудольфа Эдуардовича в буквальном смысле завораживает. И не одного меня. Достаточно набрать в любой поисковой системе Интернета ключевое слово "Прауст", как услужливый компьютер тут же выдает целый список его работ. И все-таки не это главное. Тогда что? Глядя на этого беспокойного человека, невольно начинаешь завидовать гармонии идеи и результатов их претворения. Завидовать и вспоминать старика Вольтера, который еще 300 лет назад нашел рецепт простого и осмысленного человеческого счастья: надо возделывать свой сад, а остальное - приложится.
Для справки
Рудольф Прауст (1930 г.р.) - кандидат экономических наук. До 1985 года последовательно занимал должности секретаря Ленинградского обкома партии, первого заместителя председателя облисполкома, неоднократно избирался в состав Верховного Совета РФ, с 1986 года - заведующий Пыталовской лабораторией мониторинга социально-экономического развития села Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) им. А. Никонова. Одновременно возглавляет личное хозяйство "Ферма Евдокимова". Постоянное место жительства - хутор Мостище Пыталовского района.