Примерное время чтения: 4 минуты
46

Когда еще не было ГАИ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 31/01/2007

- Давай, лейтеха, - не подведи, оправдай доверие, - напутствовало младшего лейтенанта Юру Жукова областное начальство. - Были у нас кандидаты и чином повыше, и опытом посолидней. Но вот решили довериться твоему комсомольскому задору. - Так, неожиданно для коллег и для самого себя в начале 60-х молодой инспектор дорожного надзора стал начальником псковской ГАИ. Результатами его работы мы благодарно пользуемся до сих пор.

Нарушителей - в кино

...Город еще не оправился от послевоенной разрухи, для движения открыты лишь 4 улицы в центре. Правила дорожного движения не соблюдаются поголовно. Огромная смертность, особенно среди мотоциклистов. Наглядно продемонстрировав в исполкоме преимущества шлема, привезенного из Прибалтики, начальник ГАИ "пробивает" решение: обязать мотоциклистов их использовать. Байкеры новинку игнорируют и легко удирают на спортивных "Явах" от милицейских мотоциклов с колясками. Но только на первых порах. Перестроив обычную тренировку, спортсмены псковской мотошколы вместе с ГАИ, быстро становятся грозой лихачей не только города, но и всего района. Как результат, смертность на дорогах снизилась на треть.

С остальными же нарушителями ПДД разбирались по душам... лучшие артисты Советского Союза. Штрафы на дороге не брали. Вместо них изымали права и вручали лихачу билет в кинолекторий. Утром в воскресенье в ДК собирались нарушители. Перед ними выступали первые лица Пскова: начальник исполкома, начальник ГАИ, ведущие хирурги - на тему о последствиях дорожного лихачества. А потом крутились короткометражные художественные фильмы с участием лучших и любимых артистов страны. Которые своей блистательной игрой окончательно убеждали нарушителей не только поберечь свои и чужие жизни, но и принять за догму некоторые "излишества", оговоренные в Правилах тех лет: водитель за рулем должен быть чисто выбрит, опрятен и некурящ. Проект прошел на "ура": скоро лишние билетики на лекторий начинали стрелять еще на подступах к ДК.

Помимо воспитательной работы, стали решаться и дорожные проблемы. "Приехал" из Ленинграда первый светофор. Одноцветный желтый моргающий сигнал на перекрестке Октябрьского проспекта сразу стал местом массовых паломничеств любопытных. А следующие, уже разноцветные светофоры сделали на псковских заводах - на площади Ленина их вручную переключал первый в городе регулировщик.

Ценой собственной жизни

Но седым в 30 лет его сделала совсем другая сторона служебной деятельности. Профессиональный водитель, он первым возглавил первую в области роту "смертников" - роту экскортного сопровождения для ВИП-персон. Первая машина в колонне, средняя скорость - 150 километров в час, реакция молниеносная, задача: любой ценой прикрывать машину с важной персоной. Очень многие из них, порой не зная того, обязаны как минимум здоровьем "смертнику" Жукову.

...Открытие стеллы в Крестах, сопровождение маршала Гречко. Поток машин: в одной руке у Юрия Ивановича рупор, в другой - жезл, локти управляют рулем, скорость - за 100. Мороз - минус 30, через открытые настежь окна авто валит пар: от страшного напряжения Жукову жарко, как в сауне... Луга, экскорт предсовмина Ворошилова. На перекрестке перед колонной выскакивает военный грузовик. В последний момент удается вывернуть руль и буквально на двух колесах облететь преграду по тротуару...

... Скоро Юрий Иванович отметит свой 70-летний юбилей. 50 лет из 70 он живет за рулем. И те же полвека не смолкает его телефон - звонят коллеги по работе (он так и не "осел" на пенсии), звонят с просьбами - зная его отзывчивость - знакомые, количество которых за эти годы приблизилось к численности населения Пскова. И, абсолютно не сообразуясь с возрастом, по-прежнему задорно и молодо блестят его глаза...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах