Примерное время чтения: 4 минуты
61

«Кило мяса продаём за 42 рубля, на рынке оно - 300»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "АиФ в Архангельске" 26/05/2009

О тяжелых последствиях финансового кризиса рассуждают все. Чиновники, сидя в удобных креслах у себя в кабинете, банкиры, легко выбрасывающие в ресторане пару тысяч за один обед. И, кажется, только фермеры по-настоящему знают, как это - жить в хронически сложной экономической ситуации. 

- Только вздохнули поспокойнее, что-то стало налаживаться - и вот опять. С февраля начались задержки по субсидиям на животноводческую продукцию и возмещению кредитов от государства. А без них мы не можем развиваться, – делится проблемами глава крестьянско-фермерского хозяйства «Шоноша» в Вельском районе Надежда Попова.

Воду греют на печах

Сейчас хозяйству требуется кредит, который могут дать только под залоговое имущество. Раньше залогом был скот, теперь его не берут, а другого имущества просто нет. Говорят, нужно связаться с инвестиционной компанией в Архангельске, которая должна помогать местным производителям в этом вопросе, но связаться с ними Надежда Попова никак не может.

В хозяйстве «Шоноша» порядка 300 голов скота, в основном коровы. Держать животных на мясо невыгодно. Отпускная цена - 42 рубля за кг мяса высшей категории, на рынке в Архангельске такая говядина стоит примерно 300 руб. за килограмм. Выручка фермерского хозяйства - около 560 тысяч в месяц. 200 уходит на зарплаты, еще столько же - на комбикорма, 25 тысяч - на уплату подоходного налога, 60 тысяч - в пенсионный, еще 6 тысяч - в соцстрах. И что остается? О такой статье расходов, как электроэнергия, разговор особый. В прошлом году за свет предприятие заплатило порядка 250 тысяч рублей, в этом уже за один квартал выложить пришлось 112 тысяч. И это при этом, что на ферме строго соблюдают режим экономии: воду греют на печах.

Государство фермеру не помощник

Владимир Кашкатюк из деревни Шуреньга Плесецкого района уже 5 лет разводит скот. Всё поголовье: 100 овец, 50 свиней и 3 коровы.  В прошлые годы выращивал картофель по 150 тонн, но в этом от него пока придется отказаться: хранилища нет.

«Фермерством занялся после выхода на пенсию. Помощи от государства за это время, считай, не было. Только в прошлом году областной департамент помог с покупкой коров. Из 180 тысяч, которые заплатил за них, мне возместили 40», - рассказывает Владимир Николаевич.

Молоко, мясо, картофель фермер реализует в  городе Мирный, который находится в 70 километрах от Шуреньги. Одна проблема - переправа. Деревня находится через реку. Пока паром работает, но что будет, когда отсюда уйдут лесники? А ведь лес рано или поздно закончится. 

Картошка  вне кризиса

У фермеров помельче проблем тоже хоть отбавляй. Валентина Хорева занимается фермерством уже больше 15 лет. Всей семьей они выращивают картофель. «У вас, наверное, семья большая? – спрашиваю я.  «Я, муж и двое детей», – смеется она. В этом году засаживать 2 гектара земли супругам придется вдвоем. Дочка уехала работать в город, а сын ушел в армию.

А тут еще и кризис некстати ударил. Организации (школа, детский сад), куда фермеры сдают свою продукцию, стали задерживать выплаты. Но фермеры не унывают:

 - Трудностей у нас всегда хватает. Сами знаете, сельское хозяйство – дело не прибыльное. А работы хоть отбавляй. Но мы потихоньку работаем, надо как-то жить. Вот и сын осенью возвращается, собирается, как мы, фермерством заниматься.   

«Я кредитов не брал, поэтому верю, что кризис нам только поможет. Люди будут больше покупать свои местные продукты», - с оптимизмом в будущее смотрит фермер Владимир Кашкатюк.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах