По сути, они опередили своих коллег-конкурентов со всего мира. Но при этом на рынок эта система выйдет или из Москвы, или, что ещё вероятнее, из одной из зарубежных стран. Карелии останется законная гордость и коллектив, сильно повысивший свою квалификацию и способный развиваться дальше.
С Интернетом по жизни
Почему так происходит, что именно придумали карельские программисты и отчего российская технологическая модернизация идёт не совсем так, как планирует государство, «АиФ-Карелии» рассказал руководитель проекта, доцент кафедры физтеха Петрозаводского государственного университета Алексей Мощевикин.
- Алексей, мы привыкли к тому, что программированием и прочими высокоинтеллектуальными работами занимаются где-то там, далеко: в Силиконовой долине, в Японии, на крайний случай в Москве. А вот то, что прямо у нас под боком, в Петрозаводске могут делать нечто такое, что окажется значимым в международном масштабе, никогда бы и не предположил. Как вы пришли к этому проекту?
- На самом деле, вы зря недооцениваете интеллектуальный потенциал Карелии. В конце концов, не случайно студенческая команда программистов из нашего университета в прошлом году получила Серебряную медаль на Чемпионате мира. А чтобы были такие студенты - у них должны быть и соответствующие преподаватели. Что касается меня лично и данного проекта, то можно прямо сказать: мне в чём-то и повезло. Я со времён аспирантуры связан с Интернетом и компьютерными технологиями. Когда в Петрозаводске впервые появился Интернет, то я был в числе первых, кто осваивал его. И так - по жизни: учёба, преподавание, работа, всё прямо связано с высокими технологиями. И поскольку я преподаю в университете, то отлично знаю всех стоящих программистов, могу привлекать их к нашим проектам. А примерно с 2000-го года я занимаюсь беспроводными технологиями.
- Что это такое, чем отличается от «проводных» систем?
- Проводные - это те, где информация передаётся по кабелям, то есть практически всё, начиная от телефона и заканчивая тем же Интернетом. Беспроводные - мобильная связь, GPS, Wi-Fi, тот же Bluetooth. Сейчас именно это направление активно развивается во всём мире. Оно коммерчески востребовано, ведь не везде есть провода, и поэтому компьютерщики активно работают по данному направлению. Мы как IT-парк плотно подключились к этой работе около 5 лет назад. Тогда научно-технологический центр Финляндии заказал нам исследование беспроводных сетей связи.
Достанут из-под земли
- Расскажите попросту, что именно вы придумали?
- Формально это называется: беспроводная система определения местоположения мобильного объекта. Принцип её действия прост: каждый человек получает на руки маленький «маячок», передающий сигналы на промежуточную станцию, с которой все данные в автоматическом режиме поступают на специальный сервер.
Это с одной стороны напоминает популярную технологию GSM, а с другой в ней присутствуют черты ГЛОНАСС и GPS. Но в отличие от этих известных систем, «завязанных» на космические спутники, наша разработка может применяться в закрытых помещениях. А также в тех ситуациях, когда из-за природно-климатических условий использовать спутники невозможно: например, в горах. Точность определения местонахождения человека составляет от 1 до 5 метров. Понятно, что для проведения спасательных работ в тех же аварийных шахтах это принципиально - система позволит не только определить, где именно под землёй находятся отрезанные завалом шахтёры, но и обеспечит с ними двухстороннюю связь. Никакая иная система в мире на данный момент на это не способна. Над подобными технологиями в мире сейчас работает около десятка фирм. Китай, Корея, Великобритания, Япония, США. У большинства уже созданы прототипы, на основе которых теоретически при определённых финансовых затратах и за определённое время можно создать нечто подобное той системе, что создана у нас.
- А вы каким образом решили эту проблему, в первую очередь - финансовую?
- Наша разработка уже около 2 лет финансируется, по сути, одним человеком. Владелец одного из крупных российских банков из своих личных средств занимается разработкой этого проекта. Это, впрочем, не меценатство - чистый бизнес: первый пилотный проект мы сейчас запустили в Киргизии на озере Иссык-Куль, где расположен дорогой отель. Система связи позволила персоналу отеля наблюдать за состоятельными клиентами в постоянном режиме, где бы те не находились, обеспечивая тем самым максимальный сервис и безопасность туристов.
- А кто ещё может заинтересоваться?
- В первую очередь, это военные. Хотя я сам как человек сугубо мирный буду до последнего от этого отбиваться. Кроме того, медицинские учреждения, организаторы выставок, охранные структуры, которым важно не терять своих VIP-ов из-под наблюдения. К тому же, например, все, кто летал самолётами, помнят стандартную ситуацию в аэропорту: рейс не уходит, потому что никак не могут дозваться задержавшегося пассажира. А если вручать наш приборчик прямо во время регистрации, то найти такого «опоздашку» в аэропорту можно будет за считанные минуты.
Госбарьер для технологий
- Но, наверное, это дорогая система?
- Да, стандартный комплект стоит от 100 тысяч долларов - сумма не очень подходящая для небольших организаций. Но, с другой стороны, если она позволит спасать те же самые шахтёрские жизни, то, наверное, проект себя окупит: каждая жизнь бесценна.
- А что мешает запустить производство в Карелии? Было бы у нас своё Сколково...
- Во-первых, если говорить честно, у нас маленькая республика, и потому для производства квалифицированных кадров пока немного. Чтобы, к примеру, эту нашу разработку запустить в серию, приспособив её под конкретного заказчика, потребуется набирать новых специалистов, а это не очень-то и просто. Во-вторых, у нас такая неповоротливая государственная система, что с бизнес-проектом выгоднее выходить на рынок не в Петрозаводске и даже не в Москве. А, к примеру, в соседней Скандинавии.
- Это от того, что репутация наших программистов пока не слишком высокая?
- Нет, это от того, что наше государство временами делает всё, чтобы не дать развиваться хай-тек-индустрии. Вот классический пример: нам потребовалось познакомиться с одной китайской наработкой. В Интернете всё прочитали, но, как говорится, хотелось бы и в руках подержать. Мы заказываем прибор, ждём месяц-другой, и выясняется, что чтобы он прошёл через таможню, надлежит заполнить кучу бумаг, доказать, что это не военное приспособление, и так далее. Тогда мы связываемся со знакомыми в Финляндии, они заказывают этот прибор там, он приходит - из Китая! - через 5-6 дней, мы едем к финнам и там знакомимся с прибором. И вот так - по целому спектру вопросов. Впрочем, без определённой господдержки в виде грантов в предыдущие годы вряд ли наш проект сейчас случился бы. Команда уже была готова к тому времени, как появился заказчик.
Смотрите также:
- Мышиная возня мирового уровня: В ПетрГУ начались важные генетические исследования →
- Гений или торгаш? Имя Эдисона в современности →
- «Хомо компьютерус» →