Так, с 20 марта этого года серьезно выросли штрафы за зарастание сельхозугодий. Например, для граждан они составляют теперь от 20 до 50 тыс руб против прежних «максимальных» 1,5 тыс руб, а для юридических лиц и вовсе – от 400 до 700 тыс руб.
Отдам даром
- Мы регулярно проводим проверки и штрафуем нерадивых землевладельцев, - рассказал Роман Васильев, старший госинспектор Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям. – Только за последние несколько месяцев уже не одно сельхозпредприятие региона оштрафовано за зарастание сельхозземель на 400 тыс руб каждое. Наказываем за это и обычных граждан.
Но что делать пожилому селянину, если он не в силах обрабатывать земельный участок, доставшийся ему при развале родного колхоза? Продать? Но не факт, что найдется покупатель. Продолжать жить под угрозой огромного штрафа? Оказывается, как вариант, можно просто и безболезненно отказаться от надела.
- По закону достаточно подать заявление в территориальный орган Росреестра, и тогда собственником земли станет муниципальное образование, - поясняет Наталья Бударова, пресс-секретарь Управления. – А можно подождать, когда органы местного самоуправления составят список невостребованных долей и такие доли будут признаны в суде муниципальной собственностью. При этом варианте от собственника доли вообще не требуется каких-либо действий.
Петербуржец Павел К. в свое время приобрел в Псковской области несколько участков, чтобы заняться сельхозпроизводством. Но – не сложилось. В Стехновской волости Новоржевского района у него было 3 земельных участка с юридически оформленными границами площадью около 20 га. Недавно он решил отказаться от них, о чем уже написал соответствующее заявление.
- Штрафы за зарастание земель очень выросли, а возможности обрабатывать эти участки у меня нет. Пытался искать арендаторов, которые бы там трудились, но… не нашел. Даже к служителям церкви обращался, но ни в одном приходе не выразили особого желания принять в дар эти сельхозугодья. А переоформлять на других лиц, уходя от штрафов – это, я считаю, от лукавого, - объясняет Павел. – Надеюсь, что муниципалитет передаст эту землю тем, кто в ней нуждается. Например, многодетным семьям – у меня ведь у самого трое детей.
«Обрабатывать надо»
Ольга Васильева, глава Стехновской волости, целиком и полностью одобряет увеличение штрафов для собственников необрабатываемых участков.
- Побольше бы таких штрафов, - считает она. – Потому что поля зарастают бурьяном, а в результате у нас весной и летом целые деревни выгорают. Если б поля обрабатывались, не было бы столько пожаров.
Правда, по мнению Ольги Александровны, высокие штрафы все же не решат проблему пустующих сельхозугодий. Потому что желающих взять землю, чтобы на ней трудиться, увы, раз, два и обчелся.
Немало зарастающих бурьяном полей и в Запольской волости Плюсского района, где специалисты Россельхознадзора во время последней проверки выявили в окрестностях деревни Андромер 4 участка общей площадью около 80 га, почти сплошь заросших борщевиком. Теперь их собственника тоже ждет серьезный штраф.
- Самая главная проблема заброшенных земель в нашем сельском поселении – это борщевик. И высокие штрафы для владельцев участков тут не помогут, - в свою очередь, убеждена Наталья Костенко, глава Запольской волости. – Допустим, собственники начнут массово отказываться от своих заросших сельхозугодий. Но ведь никто к нам в очередь не выстраивается: мол, помогите найти свободную землю, мы на ней картошку будем выращивать. И до тех пор, пока сельхозземли в своем прямом назначении никому не нужны, они продолжат зарастать борщевиком. А у нас в бюджете нет денег даже на то, чтобы полностью избавиться от него даже на муниципальных землях.
В качестве иллюстрации Наталья Костенко рассказывает такую историю. Год назад по настоянию депутатов сельского поселения было обработано от борщевика около 4 га земли. Волостному бюджету это обошлось в 78 тыс рублей. А результат – почти нулевой. Потому что через год эти заброшенные гектары снова покрылись побегами ядовитого растения.
- Нужно, чтобы сельхозпроизводство стало привлекательным видом бизнеса, чтобы сельхозугодья распахивались, а не простаивали без дела. А одними штрафами эту проблему не решить, - подытоживает глава Запольской волости.
Смотрите также:
- Кто в лес? Кто по дрова? Почти половина Псковской области – лесные земли →
- Вепсский бунт: Национальная деревня готова выйти на большую дорогу →
- От первых петухов и до заката. Что волнует псковских фермеров? →