Участники этой встречи ещё раз перебрали в уме и вслух самые кровоточащие псковские памятники, которые стремительно «превращаются в муку» и помечтали о том, какой из этой «муки» мог бы получиться каравай.
Губернатор намеревается испечь этот каравай-каравай к псковской Ганзе и за её счёт. Поэтому строго призвал собравшихся перестать относиться к Международным Ганзейским дням как к праздному мероприятию «с народными гуляниями и торговыми рядами», а воспринимать Ганзу 2019-го года как шанс обустроить Псков. По его словам, региональная администрация уже подготовила в Минкульт ганзейскую заявку на 810 миллионов рублей. Важно, чтобы псковские запросы показались федералам убедительными.
Понятно, что времена нонеча не те, что давеча, посетовал губернатор: федеральный центр резко сокращает финансирование региональных проектов. Так что многие регионы могут оказаться «в позиции пострадавших». Главное, чтоб в такую «позицию» не угодил Псков.
Псков – город контрастов
После этого профессор Института истории материальной культуры Российской академии наук, он же заместитель председателя нашего Совета Анатолий Кирпичников в очередной раз погоревал о храмах Рождественской батареи, которые псковичи откопать-то откопали, но так и не восстановили. Вот эти-то храмы, по словам уважаемого, и рискуют «превратиться в муку», если так и будут стоять под дождём и снегом с непокрытой головой. «Может, ганзейские структуры» как-нибудь помогут решить эту проблему, предположил Анатолий Николаевич.
Академика также печалит невзрачный внешний вид здания Псковского археологического центра на улице Герцена. Напротив, мол, сияет бесстыжей красотой «Золотая набережная Брохмана», а археологи в загоне. Получается, по одну сторону моста – «социализм», а по другую – «капитализм». Выглядит всё это по меньше мере неприлично, считает профессор.
Наконец, Анатолий Кирпичников обратился к губернатору с просьбой повлиять на митрополита Порховского и Псковского Евсевия. Анатолий Николаевич напомнил, что в 2010 году оружейниками и ювелирами Санкт-Петербурга была изготовлена копия Довмонтова меча (такая искусная, что не отличишь). Они торжественно передали её Псковской епархии, а «Евсевий взял и спрятал довмонтову реликвию у себя – так что её теперь никто не видит». «Поговорите с ним, - попросил Анатолий Кирпичников Андрея Турчака. – Чего скрывать меч от народа!».
Палаты № 17
Сегодняшние надежды псковичей во многом связаны с федеральным «Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры», которое взяло под своё крыло многострадальные дома Батова и Печенко, а также Солодёжню. «Мы пришли всерьёз и надолго», - уверяет его представитель Валерий Буровенков. Он заявил на заседании Совета, что восстановленные палаты Подзноева – это, конечно, хорошо, но для Пскова слишком мало.
- В Пскове семнадцать таких палат! – подсказал Анатолий Кирпичников.
- Значит, восстановим все 17, - пообещал Валерий Буровенков.
- Тогда мы будем за вас цепляться, как за соломинку, - вставил губернатор и подчеркнул, что, например, дом Батова – это для Пскова «точка надрыва».
На это Валерий Буровенков рассказал, что в доме Батова за последнее время убран мусор, восстановлены решётки и контур здания. К концу года агентство планирует потратить 13-15 миллионов на то, чтобы отремонтировать крышу и тем самым частично законсервировать этот памятник.
С домом Печенко и Солодёжней всё намного сложнее. Там агентству пока что приходится разгребать не мусорные, а бюрократические завалы. И тем не менее, на Солодёжню АУИПИК рассчитывает уже к зиме потратить около 10 миллионов рублей, на дом Печенко – 15 с половиной.
Уже подписан контракт на охрану территории, в самые ближайшие дни возле этих белокаменных палат появятся вагончики с рабочими.
Как известно, в дальнейшем Агентство планирует передать восстановленный дом Печенко под филиал музея архитектуры имени А.В. Щусева, а в Солодёжне открыть ресторан русской кухни и, может быть, музей пива. Члены псковского Общественного совета по культурному наследию очень этому порадовались, но попросили, по возможности, при проведении реставрационных работ учитывать наработки Юрия Спегальского, который в своё время уже занимался реконструкцией интерьеров псковских белокаменных палат.
Кремлеведение
Третьим вопросом повестки дня значилось туристическое использование Псковского кремля. Выступая по этому вопросу, директор ПФ Российской Международной академии туризма Ольга Козырева сказала, что всего важнее ограничить доступ на территорию кремля иногородних экскурсоводов. Тем более, что в роли таких экскурсоводов нередко выступают «групповоды», которые не только не приносят в псковскую казну ни копейки, но ещё и создают у туристов превратное представление о псковских древностях.
Ещё проблема: экскурсоводам никак не договориться с Епархией, чтобы туристы могли посещать Троицкий собор не только во время богослужений. Ещё сложнее получить доступ на колокольню, где выставлен уникальный макет псковского кремля ручной работы.
- Я сам там ни разу за 6 лет не был, – пожаловался Андрей Турчак.
- Я там ни разу за 25 лет не был! – вставил глава Пскова Иван Цецерский - видимо, не вполне осознавая, что хвастаться тут нечем.
Андрей Турчак считает, что лоббирование интересов псковских туроператоров не относится к компетенции Совета по культурному наследию, а также призвал собравшихся дождаться более детальной проработки псковской ганзейской заявки на 810 миллионов. Мол, тогда и станет ясно, на какие деньги приспосабливать к туристическим нуждам кремль. Губернатор также считает, что в кремле надо создавать не эксклюзивные условия для местных туроператоров, а эксклюзивный турпродукт.
Мозаика
Участники совета также обсудили судьбу памятников, которые являются наследием советского прошлого и пока мало кем осознаются как памятники.
Речь идёт в первую очередь об уже наполовину утраченных витражах Центрального переговорного пункта, который теперь принадлежит «Ростелекому». Это 48 квадратных метров цветного стекла со свинцовыми протяжками – по псковским меркам, настоящий шедевр - работа известного псковского художника Алексея Аникиенка. Часть этого витража уже вывезена в неизвестном направлении, доступ к оставшимся фрагментам закрыт даже для специалистов.
Только благодаря вмешательству общественности удалось предотвратить демонтаж рельефов на здании «Ростелекома». А ведь это работа ещё одного известного художника - Алексея Криллова.
Ещё 54 квадратных метра уникальных витражей заменены на стеклопакеты в здании отделения связи № 16 на Рижском проспекте. Это 12 композиций, судьба которых музейщикам неизвестна.
Специалистов также тревожит состояние ещё одной монументальной работы Алексей Кириллова – единственной в Пскове мозаичной композиции на входе в домостроительный комбинат. Тем более, что один фрагмент этой мозаики в прошлом году уже вывалился и рассыпался на мелкие кусочки.
Не менее печальная участь скульптурной композиции «Материнство» в Ботаническом саду. Кормящая мать уже много лет как лишилась ступни, да к тому же никто не знает, где искать её автора, чтоб можно было восстановить утраченное.
Заведующая отделом реставрации Псковского музея-заповедника Наталия Ткачёва считает, что эти и другие памятники советской эпохи надо срочно ставить на учёт, чтоб добиться от новых собственников более бережного к ним отношения.
«Мне тут Елена Александровна шепнула, что один только паспорт на каждый такой объект обойдётся в сто тысяч», - невесело заметил губернатор, но твёрдо пообещал переговорить на эту тему с руководством псковского филиала «Ростелекома» и «Почты России».
Приглашённый на заседание Совета генеральный директор ДСК Анатолий Изосин уже и сам вызвался принять меры к сохранению мозаики, оправдываясь тем, что он и не подозревал об её исторической и культурной ценности.
Смотрите также:
- Замминистра арестован, а всё, что кроме, легко исправить с помощью зонта →
- Архиважное дело. Псковское хранилище задач на смекалку и фамильных тайн →
- Культурный провал. Псков «пролетел» мимо Всемирного наследия ЮНЕСКО →