Солнечное Ясно. Население порховской деревни прирастает петербуржцами

Храмом замостили дорогу

В минувшую пятницу жители Ясно отмечали не только Медовый Спас, но и День родной деревни. Праздник проходил в местном клубе, разместившемся в стенах бывшей школы. Не обошлось без сюрпризов: где-то за час-полтора до начала концерта в клубе пропало электричество. Но минут через 40 электроснабжение восстановили, и дальше все продолжалось в штатном режиме.

   
   

- У нас был прекрасный краеведческий музей, но сейчас все экспонаты с благословления батюшки собираемся переместить в церковь. А церковь у нас размещается в здании бывшей администрации волости, которое освободилось после того, как в 2006 году нашу волость объединили с соседней, - рассказала Светлана Федорова, заведующая местным клубом.  

Фото: АиФ

Вообще-то до революции в Ясно было целых два чудесных каменных храма. Но один из них разрушили в конце 20-х годов во времена активного «богоборчества», причем никто из старожилов не помнит даже по рассказам родных, как именно это произошло. А второго храма не стало в 1946 году. Тогда от исполкома райсовета поступила разнарядка: до уборки урожая отремонтировать мосты и дороги. Руководство местного колхоза не нашло ничего лучше, как снести каменный храм, а получившимся строительным мусором засыпать выбоины и воронки на дороге Ясно-Порхов. Ну а плитняк и кирпичи пошли на нужды колхозного строительства и печи для населения.

Простота и доброжелательность

Фото: АиФ

Еще сто с лишним лет назад в Ясно и его окрестностях проживало 2942 мужчины и 3096 женщин. И это не считая детей. Сейчас в деревне – 98 жителей, причем самый младший из них появился на свет 2 года назад.

И, тем не менее, деревня понемногу начинает возрождаться. Так, за последние несколько лет сюда переехали из Санкт-Петербурга две молодые семьи, а еще одна семья строит в Ясно дом.

Ольга Самойлова – петербурженка в четвертом поколении, ее муж (кандидат химических наук, между прочим)  – тоже классический городской житель. Почему супруги решили переселиться в эту порховскую деревню?

- Иоанн Златоуст говорил, что нужно выбирать не землю, а людей, которые будут тебя окружать. А в Ясно мы увидели простоту в отношениях и неподдельную доброжелательность. Но самое главное – здесь появился храм, нам назначили постоянного священника. То есть, церковная жизнь возрождается, - объяснила Ольга. – Но вы не подумайте, что мы стремимся к какой-то лубочной жизни. У нас дом со всеми удобствами, даже в коровник воду провели. Держим три коровы, делаем свой сыр. У друзей, которые переехали сюда почти одновременно с нами, здесь родился ребенок, мы за это время усыновили мальчика и подумываем, чтобы еще кого-то усыновить. А еще мне очень нравится, что здесь был мудрый председатель колхоза, который не стал засевать окрестные поля борщевиком.

   
   

«Скобаря» под драку»

Петербурженка Татьяна Володина приезжает в Ясно с внуками уже седьмое лето подряд – здесь у нее дача. А еще Татьяна Николаевна неофициально считается главным местным краеведом. Сама она говорит, что это получилось случайно: мол, батюшка дал послушание найти в архивах сведения о священниках, служивших здесь в советские времена, а она так увлеклась, что составила настоящую летопись деревни.

Мы отправляемся с ней на небольшую экскурсию по развалинам здешних храмов, но вскоре разговор сворачивает на тему 3-й Ленинградской партизанской бригады. Потому что, оказывается, легендарный комбриг Александр Герман и его товарищи по оружию партизанили здесь, в окрестностях Ясно. А буквально в 5 км от деревни располагался знаменитый лесной аэродром, куда регулярно приземлялись самолеты с Большой Земли.

- Известно, как минимум, об одной крупной боевой операции партизан в самом Ясно. Тогда полицаи собрали со всей округи местных жителей для отправки в Германию и заперли их в здании клуба. Но партизаны после жестокого боя освободили людей, - рассказала Татьяна Николаевна. - А во время работы в архивах  мне попалась заслуживающая доверия версия того, почему фашисты сожгли деревню Красуха, ставшую памятником всем сожженным деревням Псковщины. Дело в том, что в годы оккупации немцы превратили Ясно в свою «житницу», и со всей округи свозили зерно в колхозные склады. Партизаны захватили склады и раздали зерно голодающему местному населению. После этого фашисты озверели и сожгли вместе с жителями несколько окрестных деревень. В том числе и Красуху.

Фото: АиФ

В 2000 году в деревне Ясно снова появились немцы. Но на этот раз – в качестве исследователей местного народного творчества. Съемочная группа берлинского арт-канала «ZDF» работала над документальным фильмом «Прощание с Меховым». Съемки проходили на территории Псковской, Витебской и Смоленской областей. И если в интернет-поисковике набрать названия фильма и деревни, то можно увидеть, как лихо ясновские мужички исполняли «Скобаря» под драку».

Уже вернувшись в местный клуб, спрашиваю у его заведующей Светланы Федоровой, жив ли сейчас кто-нибудь из этих самодеятельных артистов. Выясняется, что нет. Но жива память, живы песни, жива сама деревня. Жизнь продолжается…

Смотрите также: