Печеряне во дворянстве. Товарищ, верь: взойдет звезда…

   
   

В 70-е советский кинематограф повернулся лицом к классике, его стала занимать дворянская тема.  Чехов, Тургенев, Толстой – по мотивам их произведений создавались экранные версии.

Несостоятельный Чертопханов

В 1971 году в Печорах работала студия «Беларусьфильм», которая снимала телевизионный фильм по мотивам тургеневских «Записок охотника». Вот что рассказал режиссер фильма Анатолий Календа в интервью «Молодому ленинцу» в далеком 1971-м.

«Это заказ Центрального телевидения. В нашем фильме использованы в основном два рассказа «Записок», которые объединяют сюжетная линия и одни и те же герои. Это «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова» с использованием мотивов из «Живых мощей», «Стучит» и «Малиновая вода». У Алексея Тулущева получился интересный сценарий, над которым мы с удовольствием работаем. Постановщик картины молодой режиссер Виктор Туров, уже снявший «Я родом из детства», «Война над крышами», «Сыновья уходят в бой». За себя говорит имя народного артиста Литовской ССР Бронюса  Бабкаускаса. Он – в роли главного героя Чертопханова. В фильме снимается Зиновий Гердт, его мы в последний раз видели в «12 стульях». В съемках участвовали многие печеряне. Для массовых сцен нам требовалось до сотни людей. Для них премьера будет желанной и интересной. Ваш край богат памятниками прошлого. В кадрах нашего фильма будут купола и церкви монастыря. У западной стены крепости снимали ярмарку. Специально были построены ларьки, лавочки, балаганы. Здесь одна из кульминационных сцен. Разорившийся помещик Чертопханов едет по ярмарке да донском жеребце серой масти. Он спасает жида, совершая, может, последний в жизни благородный поступок. Жители Печор помогли нам в воспроизведении ярмарки: сохранившейся у них старинной одеждой, самоварами, домашней утварью. Это будет двухсерийный цветной фильм. Делаем сразу два варианта, и в случае удачи можно будет показывать и на большом экране. Начали мы в апреле, а 30 декабря уже - срок сдачи. До Печор снимали в окрестностях Даугавпилса, в павильоне студии. Картина будет называться «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова». В кинорассказе будет отчетливо просматриваться одна из основных тем творчества Тургенева – несостоятельность дворянства. Еще отец Пантелея промотал имение. И сын из богатого наследника превратился в бедняка. Пантелей одичал, ожесточился. Из человека честного, щедрого и доброго превратился в гордеца, перестал знаться с соседями, неслыханно дерзко обращался со всеми: я, мол, столбовой дворянин…

Но в Чертопханове, в его прямом характере много искренности, человеческих слабостей. Мы полюбили этого человека, полюбили Бронюса Бабкаускаса, который так страстно и философски трактует этот образ».

Надо сказать, что картина особого интереса у зрителей не вызвала, хотя некоторые кинокритики утверждали, что во многом, благодаря работе оператора Эдуарда Садриева этот фильм можно смело ставить в один ряд с такими экранизациями русской классики как «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского и «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.

А вот другая кинокартина, самые романтические эпизоды которой снимались в Печорском районе, в Старом Изборске, вызвала самый живой отклик зрителей.

   
   

Линия любви

К 150-летию восстания декабристов «Ленфильм» получил заказ на съемки фильма, посвященного этому событию.

Двухсерийную картину снимали в Ленинграде и Иркутске. В Старый Изборск съемочная группа приехала летом 1975 года. Именно здесь снимались сцены , связанные с сюжетной линией Ивана Анненкова и Полины Гебль. Один из самых любимых зрителями эпизодов: Полина едет в коляске, а Анненков догоняет ее верхом на лошади, сам в белой форме, прекрасный и влюбленный, осыпает девушку полевыми цветами. Сияет солнце... Звучит музыка … Кажется, их счастье будет вечным. Анненкова и Полину сыграли малоизвестные тогда актеры 26-летний Игорь Костолевский и 25-летняя Эва Шикульска. Спустя время актриса назовет роль Полины лучшей в своей жизни.

«Я почему-то помню, как под Псковом ужасно кричал на нас Мотыль: «Все вон из орешника». Мы гуляли с Игорем в лесу и нашли зрелые орехи, рассказали об этом съемочной группе. Все как белки попрыгали в лес за орехами. Стало не до съемок», - вот так вспоминала актриса время съемок в Старом Изборске.

А в 75-м начинающий актер Игорь Костолевский признавался корреспонденту «Молодого ленинца»: «Для меня эта роль трудна и интересна. Во-первых, это моя первая работа в кино. Я артист театра. И очень трудно перестроиться на иной ритм работы. В один день приходится сниматься в совершенно разных по настроению, времени кадрах. Только отснята сцена с похищением штыка, через полчаса без всякого перехода мне приходится играть беззаботного и влюбленного человека в авантюристической попытке обвенчаться с Полиной. Психологически трудно перестроиться. Во-первых, все сцены с Полиной идут на французском языке, много скаковых сцен, трюков. В-третьих (и это уже помогает), высокая требовательность режиссера, работа в великолепной съёмочной группе. Это и дополнительная ответственность, и радость. Сниматься в такой творческой атмосфере – об этом можно только мечтать».  

Кавалергард – недотёпа?

Кстати, режиссер увидел Костолевского в театре Маяковского и сразу решил, что лучшего актера для исполнения роли красавца-кавалергарда найти невозможно. Мотыль пригласил новичка для предварительной беседы. Тот ужасно смущался, что-то пролил, что-то опрокинул, запутался в каком-то проводе и решил, что теперь о роли Анненкова ему можно забыть. Но его пригласили. Основные трудности возникли в самой работе. Костолевский хорошо играл только на репетициях. А во время съемок не выходило ни играть, ни скакать. Вся группа плакала, смеялась и просила заменить этого актера. Режиссер отправил Костолевского на два месяца на ипподром, а за это время снял две трети фильма, про две другие пары. Остались сцены с Анненковым, которые и снимали в Изборске.

«И вот, наконец, мы начали работу над эпизодом конной прогулки Ивана Анненкова с Полиной Гебль. Помните, как он осыпает ее цветами? И вот все готово, съемочная группа настроилась на веселье, памятуя о том, как запарывал дубли этот увалень. И вдруг! Все буквально онемели… Вчерашний «растяпа» и «недотепа» так красиво и уверенно держался в седле! Так лихо проделывал прямо-таки цирковые номера, что ему аплодировали даже вчерашние недруги!», - вспоминал Мотыль о съёмочном процессе.

Фильм «Звезда пленительного счастья» не оставил равнодушным ни одного зрителя и ни одного кинокритика.

Дуэт Игоря Костолевского и Эвы Шикульска назовут одним из самых удачным в картине. «Без Анненкова и его прелестной Полины фильм был бы, пожалуй, недостаточно молод», - отозвался историк Натан Эйдельман. Не только талант и молодость актеров способствовали небывалому спеху картины. Прекрасные пейзажи, природа Старого Изборска придали ей необыкновенно романтический колорит любви, нежности, юности и веры в прекрасное завтра.

Смотрите также: