Чужое небо: мечты о космосе больше не нужны?

Три затмения

- Иван Иванович, с 2008 года астрономия не является обязательным предметом для преподавания в школе. По каким же учебникам вы работаете?

   
   

- По каким найдём! Не это, на самом деле, главное, тем более, что информация зачастую устаревает: я еще со школы знал, что в поясе астероидов между Марсом и Юпитером астероидов более 3 тысяч. А их открыто уже более 100 тысяч – какие там три! Ведь законы физики никто не отменял: астероиды под силой притяжения меняют свои орбиты, сталкиваются, дробятся на более мелкие… Астероид «Псков», открытый сотрудником Крымской обсерватории Людмилой Журавлёвой, значится под номером 10711! Поэтому, возвращаясь к главному: с теорией мы как-нибудь разберёмся. Для детей гораздо важнее практический материал, который у меня накоплен за многие годы: сюжетов хватает на 30 уроков. Например, в учебниках солнечным и лунным затмениям посвящён один параграф. А у нас видеоматериала на два урока. Потому что мне посчастливилось стать очевидцем трёх солнечных затмений!

Фото:  www.russianlook.com

 - Но как?

- В 1999 году мы с моим выпускником Андреем Павловым специально ездили в Болгарию: посмотреть на последнее солнечное затмение XX века, оно было, если помните, 11 августа. Один бы я не рискнул: ведь чистейшая авантюра – отправиться за границу в те годы «дикарём», без туристической путевки, без гарантированного проживания в гостинице… С чужой видеокамерой, которую ни разу в руках не держал. Но съездили, увидели, сняли! В 2006-м году тоже со студентами – ездил в Астрахань, смотрели затмение 29 марта. А ради последнего добрались до Новосибирска – 1 августа 2008 года оно было. И вот идёт урок, ребята видят: в Болгарии активное солнце, в Астрахани пассивное. А вот Иван Иванович в шортах – тоже интересно (смеётся).

   
   

 

 

 Но, наверное, самое-то интересное для ребят, что весь этот материал не скачан из интернета, а добыт лично мной и моими учениками, с которыми мы в своё время освоили и астрофотографию, и видеосъёмку различных астрономических явлений. Кстати, в Астрахань и Новосибирск я ездил с одним из самых увлечённых своих бывших учеников – с Петром Митрофановым. Удивительный парень!

Какой высоты горы на Луне?

- Не он ли в этом году снял северное сияние под Псковом?

- Он! Пётр сам родом из Печор, после 9 класса приехал в Псков, пришёл в Псковский государственный педагогический тогда ещё институт к профессору Борису Ивановичу Фесенко, который читал на физмате астрономию. Тот его послушал, подумал и направил ко мне в лицей, такому же увлеченному этой наукой. И этот парень уехал из дома, жил в Пскове с тётей, только ради того, чтобы изучать астрономию и заниматься астрофотографией. Физмат окончил с красным дипломом, сейчас работает в Государственном управлении образования Псковской области. Я его фотографии постоянно использую в работе. Так, весной наблюдалась  удивительно яркая комета. Третьего апреля она находилась рядом с Туманностью Андромеды. Мы с учениками вели наблюдение с дальнего Завеличья, но это не то: город, фонари мешают, поэтому видимость плохая. А Пётр уехал в Палкинский район, деревню Заполье и там сделал прекрасные снимки этой кометы рядом с Туманностью Андромеды. Сейчас ведь всё можно сделать в домашних условиях: был бы хороший телескоп, фотоаппарат и специальная компьютерная программа. Мы с Петром Игоревичем на ежегодных чтениях в Герценовском педагогическом университете вместе делали доклад. Я бы очень хотел, чтобы он в дальнейшем как-то обощил свой опыт.

Фото: www.russianlook.com

- А о чём вы на Герценовских чтениях рассказывали?

- О том, как астрономические наблюдения помогают углублять интерес детей к предмету, докладываю о наших практических занятиях: как измерить скорость света или высоту гор на Луне? Кстати, недавно наши ученицы ездили в гимназию Гродно (Беларусь), читали там свои доклады – как раз про высоту гор на Луне, про определение периода спутника Юпитера – Ио. Всем понравилось!

«Этому безумцу просто повезло»

- Как вы считаете – отсутствие астрономии в школьном курсе в стране, давшей миру первого космонавта, можно чем-то оправдать?

- Понимаете, я сейчас вижу, что небо, космос – это никому не интересно. Самое интересное – это деньги, которые, на самом деле, сейчас больше стремятся не зарабатывать, а получать. Или ещё хуже – воровать… При этом  степень невежества людей стала ужасающей, они смотрят по РенТВ все эти передачи о «непознанном, неведомом» и, видимо, воспринимают всё, что в них говорится, как правду. Да что там РенТВ: по первому, второму каналу, когда упал «челябинский метеорит» я ни разу не услышал, что мы наблюдали полёт болида: ведь метеороидное тело, вторгшееся в атмосферу, раскаляется, горит. Явление-то на самом деле не редкое: из 40 тысяч метеороидных тел до земли долетает одно, остальные сгорают в атмосфере, этому челябинскому  безумцу просто повезло (он, кстати, 15 февраля прилетел, в мой день рождения –видимо, поздравить). Но остальные распыляются, благодаря чему наша планета становится каждые сутки на 10 тонн тяжелее. А те, что всё-таки долетают, чаще всего падают в океан, у нас же большая часть планеты покрыта водой…

- Не понятно, чем руководствовались, когда лишали детей возможности мечтать о космосе. Тем, что они перегружены?  

- Конечно, перегружены. Но не школой, не «лишними» знаниями, а Интернетом. Ведь  там дети ищут не знаний, а общения. Иной раз посмотришь на первом уроке: они, бедные, просто головы на парту роняют, так им спать хочется. Спросишь: во сколько же ты лёг? В два часа ночи… Что делал? Общался… И чем больше «общаются» в социальных сетях, тем более нервными, тревожными становятся.  Это, наверное, самое обидное: мы как-то бестолково используем, достижения прогресса. Если тут, конечно, вообще можно говорить о прогрессе. Мне сейчас, к сожалению, всё чаще вспоминается анекдот времён застоя. Когда японцы, побывавшие в СССР, говорят: «Мы думали, вы от нас на 10 лет отстали. Нет, вы от нас на всю жизнь отстали»…