Марина Ушакова - не просто красивая девушка с гламурной внешностью. Она - мама двух дочерей, а по профессии - водитель троллейбуса. Сегодня в Петрозаводском троллейбусном управлении работает больше 140 мужчин и около 80 женщин. То есть «слабый пол», если такое определение применимо к тем, кто водит железные машины, в просторечии называемые «сараями», всё так же не боится тяжёлой мужской работы и даже потихоньку вытесняет мужчин.
Думала - и решилась
- Как ты стала водителем троллейбуса? Многие женщины в принципе боятся сесть за руль. Страшно ли тебе было садиться за руль такого громоздкого транспорта?
- Моя тётя Татьяна Николаевна Панина 27 лет отработала водителем троллейбуса. Это было время, когда пассажиры знали водителей по именам, знали стиль вождения каждого - ведь их было мало, а троллейбусы, особенно в час пик, были забиты битком. Мы детьми приходили и катались вместе с тётей, мне очень нравилось. Я окончила школу, выучилась на товароведа, работала в магазине. Потом вышла замуж, появились двое детей. Работа в магазине стала меняться, график был неудобный, работать нужно было до десяти вечера. К тому же мы развелись, а детей нужно было растить. Работы особо в городе не было, поэтому ненадолго, на три месяца, я пошла работать кондуктором троллейбуса. И задержалась на три с половиной года. Однажды мне предложили поучиться на водителя, я долго думала и наконец решилась.
Учиться нужно шесть месяцев. Занятия проходят примерно как в автошколе: теория и вождение. Только вождение проходит по 4 часа в день. Площадки для обучения нет, поэтому сразу выпускают в город, правда, инструктор смотрит, кому можно выезжать, а кому нет. Некоторые сначала катаются по депо. Мне сказали: главное - не бояться больших встречных машин, не шарахаться. А мне страшно не было, потому что рядом сидел инструктор. С ним нужно наездить более ста часов. Потом сдать экзамен, пройти пассажирскую практику. Это когда в троллейбусе есть табличка «За рулём стажёр». Потом - ещё экзамен.
- Ты сдала с первого раза? Были ли у тебя уже права категории «В»?
- Прав тогда у меня не было, я их получила позже. А сдала с первого раза.
Лихачить запрещено
- А как относятся к вам коллеги-мужчины?
- Некоторые - снисходительно, стараются помочь. Они понимают, что мы женщины. А есть те, кто считает, что мужчин и женщин за рулём нет - все водители.
- Изменилась ли за время твоей работы обстановка на дорогах Петрозаводска?
- Не могу сказать, что стало хуже. Есть такие не совсем культурные люди, которые пытаются обойти «сарай» любой ценой - перед красным сигналом светофора, на выезде с остановки. Была бы возможность - сверху бы прижали. Водители троллейбусов - более культурная категория.
Хотя в последнее время из-за конкуренции с маршрутками тоже зевать не приходится.
- Какую максимальную скорость может развить троллейбус?
- Мы её не развиваем, но теоретически, когда в город пришли новые троллейбусы и были хорошие магистрали, например, улица Чапаева, можно было бы разогнаться до 70 км/час.
- В чём трудности твоей работы?
- Во-первых, должна быть дисциплина. За опоздания лишаешься премии. Я за годы работы ни разу не опоздала. Есть свои рабочие нормы: у женщин - 147-149 часов в месяц, у мужчин больше - 160. При этом средняя зарплата составляет около 20 тысяч рублей. Сейчас я работаю на маршруте «тройки» или «восьмерки» на разрывной смене - с 7.30 до 10.20 и с 14.40 до 19.20 пять дней в неделю. В выходные и праздники отдыхаю. Обычная смена начинается около 6 утра, длится до 14-15 часов, в другую неделю после двух выходных водители работают с 14 до 23 часов. Работаем, естественно, и в жару, и в мороз. Поэтому бывают и обмороженные руки и носы. Зимой приходишь на работу за час до выезда, греешь машину. Теперь печки ставят не только впереди, но и в задней части салона, но ведь двери постоянно открываешь, и в салоне всё равно бывает холодно.
- Тяжело ли поднимать штангу троллейбуса, когда она падает?
- Штанга весит 14 кг. Может быть, не все справятся. Но я думаю, что это видимая тяжесть, можно ведь по очереди снимать штанги. Не помню, что они у меня слетали, зато хорошо помню первое ДТП, без них в городе обойтись сложно. Тогда на повороте с пр. Невского на ул. «Правды» в меня влетел пенсионер на «Жигулях». Я не на шутку испугалась, ведь везла пассажиров на «единице». Он повернул прямо у меня перед носом, с чужого ряда, и потом сказал: «Я не видел троллейбус». К счастью, обошлось без серьёзных последствий, только у пенсионера что-то оторвалось от машины.
«Люблю работу!»
- Кем тебе больше нравится работать - водителем или кондуктором?
- Водителем. Я люблю свою работу. Мне не хватает только уважительного отношения со стороны других участников движения и пассажиров. Далеко не все городские улицы приспособлены для движения, даже на Первомайском, в районе 3-й поликлиники, трудно разъехаться: люди паркуют свои машины вдоль дороги, как удобно им. Вечно что-то торчит на проезжей части.
Пассажиры могут обижаться, когда их прижимают в дверях. Но иногда, правда, в зеркало не видно, что кто-то вынырнул из-за угла и нырнул в дверь. Специально мы этого не делаем. Раздражает, когда кто-то подбегает на остановке и держит в дверях ногу, ждёт бегущего сзади. А тот бежит из такого далека, что на следующий троллейбус бы успел. Но мой троллейбус ведь не последний. Я пару раз таким сказала, что в следующий раз голову прижму.
- Как ты относишься к высказывания нового главы республики о том, что троллейбусы в городе не нужны?
- Может быть, и лучше на эти деньги дважды отремонтировать проспект Ленина, но я считаю, что Петрозаводск - это лицо Карелии. Троллейбусное управление, которое создавалось и работало десятилетиями, должно быть. На пикет я не ходила - в этот день работала. Но согласна, что с бухты-барахты, не разобравшись, сказать, что троллейбусы городу не нужны, - это неправильно. Лучше вникнуть в наши проблемы и помочь. Сейчас на линии выходит 103 троллейбуса. И это рабочие места не только водителей, но и кондукторов, слесарей, мастеров, других работников управления. Надеюсь, что нас не закроют.
- Чем занимаешься на досуге?
- Люблю рыбалку, собираю грибы и ягоды, по вечерам два раза в неделю играю в волейбол. У городского электротранспорта Северо-Запада России есть хорошая традиция - проводить турслёты. В прошлом году слёт проходил в Коврове, в этом году должен быть во Владимире, в следующем - в Ярославле, а потом - у нас, в Петрозаводске. Собирается команда - 4 женщины, 8 мужчин, соревнуемся: эстафета, футбол, волейбол, художественная самодеятельность… Конечно, это отличная возможность узнать, как живут коллеги. А у них часто дела обстоят ещё хуже, чем у нас.
Смотрите также:
- Алкоголь - «беда» новогодней ночи. Почему после веселья в дом не попасть? →
- Взял себя в руки. Маленькая история большого преодоления →
- Женщина приглашает на свидание →