«Не доброта, а безответственность!». Собаки не должны быть «ничейными»

   
   

В марте этого года в одной из деревень Печорского района начал работу пункт временной передержки для бездомных собак. Он финансируется из бюджета области и рассчитан на одновременное содержание 36 животных. Соответствуют ли возможности этого приюта реальной потребности? Что делать, чтобы беспризорных псов становилось как можно меньше? Мы попросили ответить на эти вопросы руководителя станции по борьбе с болезнями животных по Псковскому, Гдовскому, Печорскому, Плюсскому и Стругокрасненскому районам Геннадия Колесниченко.

Штрафы как метод

Елена Яземова, PSKOV.AIF.RU: - Геннадий Николаевич, в новом приюте хватает места для всех бездомных псов?

- К сожалению, нет. Взять те районы, которые мы обслуживаем. По каждому из них потребность – не меньше ста голов. Например, только в Тямше Псковского района местные власти сообщали нам о четырех десятках безнадзорных животных. Но из-за кризиса и сокращения бюджетных расходов мы не можем надеяться на увеличение финансирования.

- Как же тогда бороться с этой проблемой? Ведь власти в районах даже не имеют права открывать муниципальные приюты, так как по региональному закону – это прерогатива областных властей.

- Местные власти могут с этим бороться своими методами. Возьмем Печоры, эту христианскую Мекку, где проблема беспризорных собак стоит очень остро, причем давно. Большая часть таких собак бегают там в ошейниках, то есть, имеют владельцев. Почему местные власти не наказывают таких хозяев? Приведу в пример бывшую Гверздонскую волость Псковского района. Там волостные власти выявляли владельцев свободно бегавших собак, убеждали держать псов на привязи, а если убеждения не помогали, то – штрафовали. И в результате им удалось навести порядок. Спрашивается, что мешает печорским и иным властям делать то же самое? Вообще же давно назрела необходимость в соответствующем федеральном законе.

- Что, по вашему мнению, там должно быть прописано?

   
   

- Самое главное – сделать так, чтобы не выгодно было выбрасывать собаку на улицу или позволять ей бегать, где заблагорассудится. А оставлять щенков в живых, при этом выбрасывая их на улицу – это безответственность, а не доброта.

- Предлагаете их усыплять?

- Нет, предлагаю стерилизовать и кастрировать взрослых особей. Например, наша станция по борьбе с болезнями животных специализируется на крупном домашнем скоте. Но при этом мы нашли возможность создать и оборудовать хирургический кабинет, где оказываем услуги по кастрации. Причем мы не берем с граждан денег за свою работу, владелец собаки компенсирует нам лишь стоимость препаратов.

С биркой в ухе

- Какие еще меры борьбы вы предложили бы?

- Обязательное биркование собак. В Турции я видел, что все собаки, в том числе и бездомные, бегают по Стамбулу с бирками в ухе. Это позволяет сразу же установить владельца (владелец бездомных собак – это муниципалитет). И если бы у нас удалось четко отладить такую работу, то проблема «ничейных» собак если б и не исчезла, то потеряла остроту. Да и при существующих законах я не вижу большого смысла в пунктах передержки. По закону бездомную собаку можно держать в приюте не дольше полугода. Если за это время для нее не нашелся новый владелец, мы обязаны ее… выпустить. Ну и какой смысл в таких приютах?

- Но в приюте ее хотя бы стерилизуют?

- Да, конечно. Причем не только стерилизуют, но и чипируют. И все равно наше законодательство в этой сфере далеко от совершенства. Поэтому я очень надеюсь на новый федеральный закон.

- Сотрудничает ли ваша служба с активистами-зоозащитниками?

- Полноценного сотрудничества не получилось из-за кризиса. Дело в том, что мы хотели заключить договор на содержание пункта передержки с одной из общественных организаций Пскова. Но на это нам выделена из бюджета довольно скромная сумма. А так как у общественников из-за кризиса стало меньше благотворителей, то они не захотели или же просто не смогли взять на себя ответственность за приют. Хотя власти Псковского района нам даже  помещение помогли под него найти.

Бороться с причинами

- Кто же в итоге взялся за это неблагодарное дело?

- Один из жителей Печорского района. Кстати, нам долго пришлось его уговаривать, а потом – помочь найти благотворителей. Ведь, по сути, на содержание одной бездомной собаки мы не можем тратить из бюджета больше 20 рублей в день.

- Мне рассказывали, что в одном из райцентров на юге области содержит приют для бездомных животных местный батюшка, а прихожане ему помогают. На территории пяти «ваших» районов есть такие частные приюты?

- Да, их несколько. Например, на попечении у одной женщины – около двухсот собак. Но я не хочу даже называть район, в котором она живет, чтобы «добрые» люди не поспешили подбросить ей еще несколько питомцев.

- Значит, общественность все же пытается и своими силами бороться с этой проблемой?

- Совершенно верно. Но пункты передержки в их нынешнем виде – это, скорее, борьба со следствием проблемы, а не с ее причинами. А как бороться с причинами, я уже сказал – необходимы стерилизация животных и поголовное биркование или чипирование. Только так можно избежать повторения страшных ситуаций, о которых то и дело читаем в газетах. Когда стаи беспризорных псов разрывают в клочья ребенка или старика. 

Досье
Геннадий Колесниченко родился в Молдавии. В 1987 году окончил Ленинградский ветеринарный институт. В 2008 году был назначен на должность начальника станции по борьбе с болезнями животных по Псковскому району.

Смотрите также: