Это была первая попытка рассмотреть проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Монумент «Ледовое побоище» на горе Соколихе.
«Рассмотреть» - мягко сказано. Противоборствующие стороны сходу так яростно полезли в драку, что их с трудом удалось разнять.
Зоны эти охранные задевают за живое уж очень многих интересантов, поэтому зал, где обычно проходят заседания научно-методического совета, едва вместил всех желающих: собравшиеся сидели на принесённых из других кабинетов стульях в проходах, в дверях и даже в коридоре.
Докладчиком по вопросу выступила Ирина ГОЛУБЕВА, председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Она попыталась объяснить собравшимся, почему зона влияния памятника не ограничивается горой Соколихой и, соответственно, почему проект его охранных зон подразумевает регулирование этажности застройки на весьма внушительной по размерам территории.
Первым не выдержал депутат Псковской городской Думы и бизнесмен Валерий ЛЕСНИКОВ: мол, памятников в городе очень много, невозможно сделать так, чтобы от каждого из них были видны все остальные. И вообще, дескать, раньше городская архитектура «не развивалась таким образом», почему б и теперь не применить «чуть иной подход».
Ирина Голубева объяснила, что в проекте охранных зон монумента учтены только ближние к нему самые значительные архитектурные памятники и всего один дальний – Троицкий собор. Ну на то он и главная городская доминанта, что с ним нельзя не считаться.
- А не было бы на горе Соколихе памятника Александру Невскому, что бы вы делали? – ехидно поинтересовался народный избранник.
По мнению Валерия Лесникова, в Пскове давно надо уходить от точечной застройки, а сделать это можно только в том случае, если городу… нет, всё-таки застройщику, уточнил депутат, будет где развиваться.
Дескать, он мог бы развиваться на «пустом месте» вокруг монумента «Ледовое побоище», но тут некоторые опять мешают со своими «подходами». Надо, мол, наконец-то определиться с приоритетами. Что Пскову важнее…
- Историческая память! – выкрикнул кто-то.
Какая ещё «историческая память», возмутились представители застройщиков. Это новодел-то, которому чуть больше двадцати лет, что ли, история – этот «извините, сплав кирпича и металла»?
- Ну попросите, чтобы власти сняли его с регионального учёта. А раз он с 1998 года взят под охрану как объект культурного наследия регионального значения – специалисты и работают с ним как с памятником.
Юристы застройщиков начали напирать, что монумент «Ледовое побоище» вообще-то находится за пределами границ Пскова. Почему, мол, зоны его охраны должны достигать чуть ли не улицы Труда, если юридически он никакого отношения к городу не имеет?
- Юридически - не имеет, а визуально – оказывает влияние, - парировали разработчики проекта.
Однако юристы инвесторов не унималась: позвольте, на каком основании проект зон охраны этого памятника не ограничивается территорией собственно горы Соколихи? Какими нормативно-правовыми актами утверждено «доминирующее» положение Троицкого собора, например?
Специалисты комитета по охране объектов культурного наследия пояснили им, что зоны охраны памятников Пскова с 1995 года распространяются и на охраняемый природный ландшафт монумента «Ледовое побоище», о чём свидетельствуют соответствующие документы, потому что сложившиеся визуальные связи тоже нуждаются в охране.
Но представители застройщиков всё равно отказывались понимать, зачем «Ледовому побоищу» зона охраняемого природного ландшафта и зона регулирования застройки в 445 гектаров.
- Я такие же рассуждения слышала лет 40 назад от Анны Ивановны Медведевой, которая возглавляла тогда областную культуру: мол, у нас в Пскове слишком много памятников, давайте оставим для примера три, а остальные снесём, - усмехнулась на это Ирина Голубева.
Хорошо, не сдавались оппоненты проекта, а почему тогда охранная зона монумента распространяется только на территорию между ним и Псковом, а не захватывает земли с другой стороны.
Оказывается, потому, что с Севера находятся земли сельхозназначения, непригодная для строительства зона геодинамических разломов и Писковическая волость, ПЗЗ которой предполагают только малоэтажную усадебную застройку, которая ни на какие визуальные связи не покушается. Но разработчики зон охраны всё равно пообещали учесть это замечание и назвать и эти территории тоже «зонами охраны», если «кому-то от этого станет легче».
Главный же вопрос был таким: владельцы участков предполагаемых зон охраны объекта культурного наследия «Монумент «Ледовое побоище» по три, а то и по пять лет выбивали эту землю, строили если не дома, то планы, как ею лучше распорядиться в соответствие с утверждённым в прошлом году проектом планировки, а теперь им ограничивают этажность. Кто защитит их права?
Защитники монумента задали такой же риторический вопрос: а был ли согласован проект планировки этой территории с комитетом по охране объектов культурного наследия?
Ведь проектировщики не могли не знать, что прежний проект охранных зон допускал вокруг монумента «Ледовое побоище» строительство не выше 17 метров: «А вы что нарисовали – девяти и шестнадцатиэтажные дома? Кто в этом виноват?»
Но там уже есть многоэтажки, - возразили оппоненты нового проекта зон охраны.
Это диссонирующая застройка, в свою очередь возмутилась Ирина Голубева. Мол, сначала инвесторы эти многоэтажки «продавили», а теперь пытаются привязать к ним и всю остальную планировку: «Надо исправлять градостроительные ошибки».
- Чьи?
Ошарашенный не менее других застройщиков заказчик проекта («Возрождение-8»), когда ему дали слово, сказал, что сам не ожидал, какие будут затронуты «пласты». И что формирование охранных зон приведёт к такой масштабной перепланировке Пскова и Псковского района. А поэтому всех «успокоил», что никаких актов выполненных работ пока не подписывал.
В конце концов Елене ЯКОВЛЕВОЙ, руководителю комитета по охране объектов культурного наследия, надоело, по её же словам, дёргать коллег за пиджак, тем более, что «их этим не остановишь». Она объявила временное перемирие и пообещала в следующий раз собрать всех в более просторном зале.
А пока велела всем противникам нового проекта зон охраны письменно сформулировать, с чем они не согласны.
Но при этом напомнила, что на следующем заседании речь будет идти о памятнике «Ледовое побоище» и о том, как сделать, чтобы ему стало лучше, и поэтому призвала всех «следовать этой логике», а не собственным интересам.
Смотрите также:
- Спасти Соколиху. Псковичи пытаются предотвратить застройку на Запсковье →
- Унылая пора. «Такие реалии» псковской архитектуры →
- Архангельский вождь – «бесхозный» →