После того как российское Министерство образования составило рейтинг вузов с признаками неэффективности, страсти накалились. И студенты, и преподаватели тех учебных заведений, которые чиновники недрогнувшей рукой отнесли к «неэффективным», задались вполне обоснованным вопросом: а что дальше будет с нами?
Где-то дошло даже до баррикад и активного противостояния властям. В Карелии в список «неэффективных» неожиданно попала одно из старейших учебных заведений Карелии, кузница кадров учителей - КГПА. В самом вузе с таким определением, конечно же, не согласны, обращая внимание на то, что в рейтинге чуть ли не основным критерием был экономический фактор, а показывать чудеса прибыли, обучая учителей, достаточно сложно.
Воедино собрать
Однако, понимая, что этот рейтинг возник не просто так, а является выражением определённой последовательной политики федеральных властей, в КГПА стали думать, что делать дальше. Самым разумным и оптимальным вариантом на сегодня представляется объединение с ПетрГУ.
- Тема объединения двух наших вузов обсуждается, начиная с 1950-х годов, - отмечает ректор КГПА Сергей Гриппа. - И рациональное зерно в этой идее, безусловно, есть. Это, в конце концов, экономически выгодно, так как помогает экономить на управленческом аппарате. А после того, как два года назад тогдашний президент Дмитрий Медведев озвучил идею о необходимости объединения педагогических вузов с классическими университетами, стало ясно: такое объединение переходит в практическую область.
Естественно, какое-то время сторонники сохранения педагогическими вузами самостоятельности ещё продержались: бурные дебаты шли в Госдуме и в прессе, однако появление того самого списка неэффективных вузов, в который попали в основном гуманитарные учебные заведения, и прежде всего педагогические институты, стало ясно, что речь идёт о целенаправленных действиях. Решение - политическое, принято на самом верху, и Минобразования РФ выступает исключительно как его исполнитель.
Несколько лет подряд шло сокращение финансирования КГПА. Количество выделенных для приёма студентов бюджетных мест сократилось в 1,5 раза - с 700 до 450 человек, причём деньги стали выделяться исходя не из потребностей вуза, а в соответствии с количеством студентов. Уменьшилось финансирование коммунальных затрат, стало меньше денег на ремонты и приобретение учебного оборудования.
- Нам говорили: ищите источники внебюджетного финансирования, - вспоминает Сергей Гриппа. - Но будем честны: профессия учителя в современной России не очень популярная, и рассчитывать на то, что к нам валом пойдут учиться студенты-«платники», не приходится. А те деньги, что всё-таки удавалось заработать, приходилось тратить на текущие нужды, зарплаты преподавателей и оплату коммунальных услуг.
Студенты не пострадают?
Стоит отметить, что правительство Карелии пыталось помочь КГПА. С.П. Гриппа встречался с А.П. Худилайненом, который, в свою очередь, пытался повлиять на Межведомственную комиссию Минобрнауки. Но всё, что смогли предложить в федеральном центре, так это поискать возможности финансирования КГПА из регионального бюджета. Что практически нереально. И бюджет дефицитный, и поздно уже вносить в него соответствующие изменения. А вот против объединения КГПА с ПетрГУ Москва не возражала:
- Сейчас прошли заседания учёных советов двух вузов, и мы обсудили в рабочих группах некоторые технические детали объединения, - рассказывает Гриппа. КГПА присоединится к университету на правах структурного подразделения как «Карельский психолого-педагогический институт» при ПетрГУ. Вероятно, нам даже в большой степени удастся сохранить нашу структуру, ведь наши направления подготовки студентов не дублируются. К примеру, университет готовит физиков, а мы - учителей физики. Специфика разная. Соответственно, сохранится и коллектив, тем более что часть наших сотрудников уже совмещает работу в КГПА с преподаванием в ПетрГУ, да и специалисты из университета читают курсы в нашей академии. Определённая диффузия уже произошла естественным путём. Студенты и абитуренты не пострадают. Те, кто уже учится, спокойно перейдут в новое учебное заведение, а абитуриенты смогут поступить на те же направления подготовки и профили, на которые они планировали. В этом году мы даже предложим ряд новых направлений подготовки. Сохраним мы, и это важно, систему непрерывного педагогического образования - довузовского, вузовского, послевузовского (аспирантура, докторский совет) и повышение квалификации работающих педагогов.
Боязнь защиты
Впрочем, окончательное решение будет принято весной. Именно тогда Министерство образования и науки РФ как осуществляющее функции учредителя решит, что делать дальше: то ли профинансировать самостоятельную академию, то ли согласиться с планами объединения. Чего сейчас опасается С. Гриппа, так это, как ни странно, активной борьбы за сохранение самостоятельности КГПА. Есть вероятность, что это удастся сделать, но тогда, скорее всего, в рамках программы оптимизации (читай, сокращения) средств, выделяемых на образование, педакадемия может получить в будущем году разрешение на приём, скажем, 120 новых студентов вместо теперешних 450. И как следствие - урезанное финансирование. Это будет означать фактическую смерть вуза, который не сможет даже платить зарплаты преподавателям. Поэтому объединение с ПетрГУ на сегодня выглядит как оптимальный вариант, который позволит сохранить и преподавательский состав, и обезопасить от потрясений студентов.
Смотрите также:
- «Я бы в ректоры пошёл». Юрий Демьяненко: откровенно о будущем образования в провинции →
- «Мы были пионерами в стране»: Как готовят специалистов-энергетиков →
- Псков. Объединение педа и политеха →