Живет такой Дед Мороз. Карельский Паккайне работает круглый год!

Для нас, обычных людей, наступает время волшебства, подарков и отдыха. Но для тех, кто дарит подарки и заряжает нас хорошим настроением, пришла горячая рабочая пора. Один из тех, кто традиционно дарит хорошее настроение, - ПАККАЙНЕ, карельский Дед Мороз, а точнее, Морозец.

   
   

Зимний мальчик

«АиФ-Карелия»: - На так давно один историк сказал мне, что Паккайне - это выдумка предприимчивых олончан. Как ты на самом деле появился на свет?

П.: - Отчасти ваш историк прав. В 1999 году возникла идея проводить ежегодный зимний фестиваль в Олонце - чтобы встряхнуть город, чтобы о нём узнали, услышали. И нужна была фигура, вокруг которой бы разворачивались фестивальные события. Замысел родился в городской библиотеке, и спасибо библиотекарям и музейщикам за то, что они обратились к истории. Олонец - город купеческий, здесь жили купцы второй гильдии с годовым доходом 300 рублей. Это был очень приличный статус, ведь тогда корова стоила 5 рублей. И вот родился образ купца - молодого, озорного, хваткого, подвижного (Пётр I обозвал меня «купчиной», но мне это страшно не понравилось).

Родился я 1 декабря в дороге, когда торговый обоз возвращался из большого города. Поскольку было начало зимы и пришли первые холода, назвали меня соответственно - Морозцем. Сначала я существовал только в рассказах, на бумаге, в зеркальных отражениях. Костюмы для меня придумала художник Ирина Порошина. В 2005 году главный российский Дед Мороз вместе с другими, «неглавными» Морозами пригласил меня на день рождения, который он отмечает 18 декабря, в свою резиденцию. И возник вопрос: кто же станет живым воплощением Паккайне? Из нескольких кандидатов выбрали Валерия Куцабова, который до этого 4 года «бегал» обычным Дедом Морозом. Поэтому ему легко было вжиться в образ молодого Морозца.

«АиФ-Карелия»: - То есть карельский Морозец - это не волшебник, в отличие от пожилых собратьев по зимним праздникам, а обычный человек?

П.: - Да, это вечно молодой и, подчеркну, вечно холостой молодец, находящийся в вечном поиске, который любит повеселиться, порезвиться.

   
   

«АиФ-Карелия»: - А кем тогда ему приходится девушка Луминайне - карельский аналог Снегурочки?

П.: - Этот женский образ - хозяйка в доме Паккайне, которая за всем присматривает, пока сам Морозец находится в отъезде.

Без бороды лучше!

«АиФ-Карелия»: - В отличие от Деда Мороза Паккайне приходится работать целый год…

П.: - Действительно, я участвую не только в зимних забавах олончан, но и в других городских праздниках: «Олония - гусиная столица», «Гонки по Олонке», Олимпийские игры на болоте. Приходится много ездить в разные края. Вот, в прошлом году побывал в Якутии у повелителя холода Чысхаана - посетил его пещеру с ледяными фигурами; вместе с бурятским Белым старцем по имени Сагаан Убугун встретил восточный Новый год. В этом году ездил на Всемирные сказочные игры к Кикиморе, отметил День рождения Снегурочки в Костроме. Недавно вернулся из Гатчины, где гостил у казачьего Деда Мороза.

Конечно же, мы стараемся рассказать о нашем олонецком крае, и кстати, за его пределами меня уже узнают. Сейчас по карельским городам и деревням забегали и другие Паккайне, но те, кто со мной знаком, знают: настоящий - это я. Очень хорошо, что в Олонце есть свой герой. Вот Пряжа, например, славится и праздником в Киндасово, и гонками на собачьих упряжках. А героя-то у них нет! Олонец отличается всепогодным, всеядным персонажем. Кстати, то, что он такой молодой, очень хорошо: борода мне не мешает пироги кушать и чай пить. А другим Морозам приходится трудно. С другой стороны, за бородой можно скрыться, спрятать эмоции, а у меня всё отражается на лице, как у любого обычного человека.

«АиФ-Карелия»: - Прошли очередные Игры Дедов Морозов. Не кажется, что в этом году их маловато съехалось в Олонец?

П.: - Раньше мы гонялись за количеством дедов. Но на самом деле, когда их много и они рассредоточены на разных площадках, судейство не может быть объективным. В этом году мы рассчитывали на 8-9 человек. Приехали шесть - честно говоря, маловато. Но, с другой стороны, Игры - это не съезд Дедов Морозов, это больше конкурс, шоу, праздник с подарками. В этот раз победил молодой Дед из Десногорска Смоленской области. И очень радует, что приезжают именно молодые Деды, что им это интересно и борются за победу они с большим желанием.

Счастье - из кусочков

«АиФ-Карелия»: - Что будет делать Паккайне в сам Новый год?

П.: - Буду спокойно праздновать, общаться с хорошими людьми, получать свой заряд бодрости. И работать. В деревню Большая Сельга приедет много туристов - буду с ними играть, веселиться.

«АиФ-Карелия»: - Дарят ли Паккайне подарки?

П.: - Для меня сочиняют стихи, частушки, песни, специально организован литературный конкурс. Скоро наберётся на целый сборник. Есть кукольный спектакль про Паккайне, а ещё каждый год мы показываем спектакль «Морозный День варенья». В этом году 120 ребят из художественной школы участвовали в конкурсе рисунков на зимнюю тематику. Дарят и материальные подарки: вот, например, получил медаль от казачьего Деда Мороза. Все подарки - на всеобщем обозрении, каждый их может увидеть.

«АиФ-Карелия»: - Что в преддверии новогодних праздников Паккайне пожелает читателям «АиФ»?

П.: - Как купец, в первую очередь, желаю процветания. Чтоб всем жилось хорошо, достойно. Чтобы каждый день каждый из вас получал кусочек радости: начальник похвалил - радоваться, снегирь прилетел - радоваться, солнышко вышло - радоваться. Из таких маленьких кусочков складывается большое счастье. И, конечно, желаю всем крепкого здоровья - чтобы были такими же озорными, как Паккайне, и молодыми, если даже не телом, так душой!

 

Смотрите также: