«Доступная среда». Как решить проблемы детей с ограниченными возможностями?

   
   

«Нельзя опираться исключительно на общественные силы, ведь государство – это стабильность, гарантии. Государство должно выполнять свои обязательства! Если мой ребёнок-инвалид пошел в школу, он имеет право учиться, как все дети», - считает председатель общественной организации Мурманский социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов «Надежда» Валентина КИСЛЯКОВА.

Как в нашем регионе реализуется программа «Доступная среда»? Как решить проблемы детей с ограниченными возможностями? Об этом и многом другом в преддверии Международного дня инвалидов узнавала корреспондент «АиФ».

На общественных началах

- Валентина Михайловна, расскажите, как давно существует ваша организация?

- Официально, с момента юридической регистрации, наша организация существует уже 20 лет. Но фактически, свою деятельность мы начали раньше – где-то в конце 80-х. Наша задача заключалась в том, чтобы объединить родителей ребят с тяжелыми нарушениями развития: ДЦП, синдромом Дауна и другими редкими генетическими заболеваниями. И мы добились, чего хотели: мамы с одинаковыми проблемами начали встречаться, общаться друг с другом. В какой-то мере это произвело некий психотерапевтический эффект: всегда легче, когда ты не один со своей проблемой. Со временем у нас стал накапливаться опыт, да и политическая ситуация в начале 90-х в части отношения к детям-инвалидам способствовала позитивным переменам - страна вступила в ООН, постепенно стало меняться наше законодательство. Тем не менее, нам – родителям - всё равно приходилось нелегко.

- В чём же заключались сложности?

- Нельзя опираться исключительно на общественные силы, ведь государство – это стабильность, гарантии. Государство должно выполнять свои обязательства! Если мой ребёнок-инвалид пошел в школу, он имеет право учиться, как все дети. И первое учреждение, которое открылось по инициативе заинтересованных родителей – это государственное региональное отделение Центра помощи семье и детям. Но нужно, чтобы и социум шел на встречу. Проблемы упираются и в финансирование, и в неготовность образовательных учреждений к работе с такими детьми.

Мы очень плотно работали с первым мурманским мэром – Олегом Петровичем Найденовым. Он стал первым чиновником, который проникся нашими идеями. По его инициативе на уровне власти было принято решение открыть специализированный детский сад для детей-инвалидов. Потом наши дети стали подрастать и перед нами встала другая проблема – как быть с их дальнейшим образованием. И Найдёнов опять пошёл нам на встречу: на базе детского сада №71 было открыто учреждение для детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями, впоследствии оно приобрело статус школы. Но таких школ и детских садов по области очень мало…

   
   

- И как же родители, общественные организации пытаются бороться с таким положением дел?

- Приведу пример. Ко мне обратилась мама из Умбы, чей ребенок пошел в школу с 11 лет. Так случилось не по её вине: в Умбе нет ни профильных специалистов, ни специального коррекционного учреждения. Но через какое-то время она добилась, чтобы к 11 годам её ребёнка определили в школу обучения на дому. Сегодня ему 18 лет. Только он не успел закончить 7 классов, как его отчислили, даже, несмотря на то, что он не успел закончить даже девятилетку! Вопрос о дальнейшем образовании мальчика мы решали очень долго. В результате добились того, чтобы обучение его продолжалось. Здесь, конечно, стоит отдать должное региональному Минобразования, которое нам очень помогло.

Всё упирается в деньги…

- Не так давно областные власти озвучили свои планы по реализации программы «Доступная среда». Но, несмотря на грандиозные перспективы, пандусов, и прочих объектов городской инфраструктуры, доступных людям с ограниченными возможностями, визуально больше не становится. Как вы думаете, в чём причина сложившейся ситуации?

- Я думаю, что, в первую очередь, это недостаточное финансирование. С помощью тех денег, которые выделяются на эту программу, невозможно решить глобальных проблем. В частности, на данный момент у нас отсутствует реабилитационный центр для детей с тяжелыми нарушениями развития. Кроме того, у нас нет должной адаптивной среды: школы физически не могут принять ребенка на коляске. Говорить об инклюзивном образовании (совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, - Прим. ред.), которое сейчас внедряется, тоже рано: всё упирается в проблему подготовки специалистов. На мой взгляд, государственная программа должна содержать более конкретные мероприятия, которые помогут адаптировать школу. К счастью, подобная работа в Мурманске уже ведется: я знаю, что сейчас разрабатываются проекты строительства лифтов в школах №1 и №8.

- В основном, вы озвучили проблемы материального толка. Неужели, решение проблем детей с ограниченными возможностями целиком упирается в деньги?

- По большей части, это так. К примеру, из-за отсутствия необходимых средств мы не можем отремонтировать часть помещений нашего клуба. Кроме того, чтобы сохранить группу, нам надо оплачивать коммунальные услуги, в общей сложности это примерно 20 тысяч рублей в месяц. Ну и конечно, хотелось бы, чтобы нашим воспитанникам оказывалась более стабильная поддержка и педагоги, которые с ними работают, получали достойную зарплату. Одними волонтерскими усилиями в этом деле ограничиться крайне сложно, ведь с такими ребятами должны работать специалисты.

Обидно, что в нашем обществе сформировалась группа родителей, которые имеют недостаток информации, и, естественно, это отражается на детях. С семьями, где есть ребёнок-инвалид, больше всего общаются врачи, поэтому, прежде всего, они должны рассказывать родителям об общественных организациях, специализированных учреждениях, которые будут содействовать тому, чтобы в дальнейшей жизни их ребёнок смог пройти путь обыкновенного здорового человека.

 

Смотрите также: