«Понаехали тут». Проблемы межэтнического общения - от непонимания?

Не проходит дня, чтобы СМИ не рассказали о том, как кровожадные брюнеты устроили пальбу на улице, спровоцировали драку и т.д. Обывательское мнение в таких случаях, как правило, не на их стороне. Окончательное суждение, скорее, напоминает приговор: «понаехали тут». Нашего сегодняшнего собеседника Саида Дукаева, председателя чеченского этнокультурного общества «Барт», тоже можно отнести к числу «понаехаших». Правда, случилось это почти тридцать лет назад…

   
   

Учитель истории

- После армии у меня было направление от части для поступления в Харьковский юридический институт, но по ряду причин я туда уже не успевал, - рассказывает наш сегодняшний гость. - И мы с другом решили по туристической путёвке отправиться в путешествие. Сам я родом из села Чешки, что в 30 км от Грозного, поэтому захотелось поездить по старинным городам России - мы же ничего не видели. Так и оказались в Пскове. С погодой, как сейчас помню, не повезло, а вот удачей для меня стало то, что, гуляя по городу, я увидел здание в классическом стиле. Оказалось, педагогический институт. Зашёл, а там как раз начался приём документов. Не раздумывая, направился в деканат, спросил: могу ли я поступать по направлению, которое получил ещё в армии? Получил положительный ответ, прошёл собеседование, сдал экзамены и был зачислен на исторический факультет. Ни разу не пожалел о своём выборе.

- Саид Ахметович, вас коснулись события на Кавказе?

- По окончании учёбы меня направили преподавать в Тихвинский район Ленинградской области, но мать попросила вернуться домой, поэтому я обратился в тогдашнее Министерство народного образования, где мою просьбу услышали: так я снова оказался на родине. Работал в сельской школе, преподавал историю. И всё было хорошо… Хотя приближение каких-то зловещих событий чувствовалось. Примерно за полгода до того момента, когда конфликт перерос в кровавое противостояние, мы, учителя, перестали получать заработную плату. Других доходов у меня не было, а сидеть на шее у родни было унизительно, поэтому я решил вернуться в город своей студенческой юности.

«Барт» - это единство

- Как вы сейчас оцениваете тот конфликт, который унёс тысячи жизней?

- Исторические аналогии напрашиваются сами: вспомните 1904 год, когда «России была нужна маленькая победоносная война». В такой же ситуации оказался и президент Ельцин, которому нужно было отвлечь страну от «шоковой терапии», предложенной Егором Гайдаром. К тому же плохую службу ему сослужило окружение. Хотя объективно ситуация в республике была не такая тяжёлая, какой её пытаются сейчас представить. Например, незадолго до начала боевых действий был сдан в эксплуатацию республиканский центр диагностики, который потом занял Дудаев - это здание в ходе боевых действий с чьей-то лёгкой руки было переименовано в «дворец».

   
   

- Трудно быть чеченцем в России?

- Понимаете, вот относительно всех сообщений о «кавказских свадьбах» и прочих нарушениях... Я считаю, что на первое место в оценке любых противоправных действий должен выходить закон, а не цвет волос. Не надо давить на «национальную педаль». Вспоминаю недавний случай, когда какой-то блогер распространил в Интернете сообщение, что на него напали «кавказцы». У него тут же появилось множество защитников. Не оправдывая действия напавшей стороны, скажу лишь, что в его сообщении на первом месте стоял именно национальный мотив, а не то, что он стал жертвой драки.

Если же говорить о проблемах межэтнического общения, то все беды, на мой взгляд, идут только от непонимания. Нужно большое терпение, чтобы его преодолеть. Мне рассказывали, например, как благодаря мудрости одного имама удалось погасить конфликт, который чуть было не вспыхнул во время одной из командировок сводного отряда милиции в Ингушетии. Он просто снял на видео привычные для местных жителей обряды, потом пришёл в расположение части и показал бойцам, объяснив, что всё это значит. Непонимание прошло, а вместе с ним и конфликт. Да и мне приходилось выступать перед псковскими стражами порядка, которые уезжали в командировку на Кавказ, рассказывать о традициях, нравах и обычаях моего народа. Нужно всегда искать не различия в нашей культуре, а то, что нас объединяет. Этим целям и служит региональное культурно-этническое общество «Барт», или «Единство».

«Память поколений»

- В своё время в регионе уже было создано общественное объединение «Нийсо»…

- «Барт» является продолжателем принципов и традиций, которые были заложены в 1995 году с созданием «Нийсо». Просто два год назад пришло время привести в соответствие с федеральным законодательством его уставные документы, и на общем собрании было предложено дать обществу новое имя, но суть осталась прежней. В подтверждение этому могу назвать проект «Память поколений», который мы на протяжении двух лет реализуем на территории области. Когда я предложил отыскать могилы наших земляков, которые воевали здесь в Великую Отечественную войну, привести их в порядок, то некоторые мои земляки почему-то посчитали, что ничего из этой затеи не выйдет. Говорили даже, что нас неправильно поймут, но я был убеждён, что нас поддержат. Потому что национальное согласие наступает не от количества прочитанных лекций, а от совершённых полезных дел.

- В окопах Великой Отечественной никто не спрашивал о национальности. Монумент в деревне Сигорицы Островского района, где были захоронены уроженец горной Чечни Зияутдин Ахматханов и его боевой друг Кузьма Козуб из Ярославской области, можно считать своеобразным символом единства наших народов. Они вместе воевали в партизанском отряде и погибли, попав в засаду. Вместе их и похоронили. В 50-е годы прах героев перенесли в братскую могилу, где нашли последний приют павшие при освобождении Островского района. Всего там захоронено 143 человека. Мы привели её в надлежащий вид, обустроили, и я считаю, что мемориал в Сигорицах должен стать памятью для многих поколений россиян.

 

Смотрите также: