Жигулевская Фукусима

   
   

При техногенной аварии на тольяттинском химпредприятии могут одновременно пострадать несколько сот человек, а ядовитое облако - накрыть полгорода.

Насколько реален такой сценарий? Мы попробовали разобраться в ситуации с экологической безопасностью в Тольятти, и пришли к неутешительным выводам.

Звено одной цепи

6 февраля в Новосибирской области случилась авария — на железнодорожном перегоне, в трехстах метрах от жилого квартала, разлилась цистерна с аммиаком. Экстренные службы сработали быстро — течь устранили, а зараженную местность деактивировали при помощи реагентов. Как оказалось, происшествие это является звеном одной цепи, которая ведет в Самарскую область.

Цистерна с аммиачной водой принадлежит ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ), одному из крупнейших химических предприятий Поволжья. По мнению пресс-службы завода, авария пустяковая, а сам завод и вовсе ни при чем — ответственность за сохранность груза пусть несет транспортная компания. Более того, обеспокоенность природоохранных и экологических организаций была названа представителями ТоАЗа злонамеренной и чуть ли не происками коварных и анонимных рейдеров.

Действительно — какой пустяк, несколько сот кубометров почвы, зараженных опасными веществами. Аммиак, как известно, относится к группе веществ удушающего действия, он способен вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы. Выбросы аммиака оказывают значительное влияние на качество атмосферного воздуха в радиусе до шести километров, а при прямом контакте разъедают органику — и растительную, и человеческую.

Пролившийся аммиак с таянием снегов просочится в почву и попадет в водоносные слои, а оттуда, увы, и в водопроводы. С каким привкусом будет чай – догадаться не сложно. Но самое страшное, что от такой воды могут пострадать маленькие дети.

   
   

Факты последних лет

Авария в Сибири – не первый сигнал того, что у «Тольяттиазота» не все хорошо с безопасностью. Вот только несколько фактов последних лет:

2010 год – Деятельностью «Тольяттиазота» заинтересовалась Общественная палата РФ, которая потребовала от предприятия не только формального соблюдения действующих норм, но и серьезной реальной работы по улучшению качества жизни жителей региона и экологической модернизации предприятия;

2010 год – «ТоАЗ» нарушил требования Лесного кодекса РФ (аренда лесных площадей без разработанного проекта освоения и государственной экспертизы);

2010 год – ВЦИОМ по итогам социологического исследования, проведенного совместно с Минприроды, признал «ТоАЗ» предприятием, оказывающим наибольшее негативное воздействие на природу Самарской области;

2010 год – тольяттинские активисты Социально-экологического Союза (СоЭС) провели пикет в Комсомольском районе города, где находится «Тольяттиазот», с требованиями повысить экологическую безопасность предприятия;

2011 год – управление Росприроднадзора по Самарской области в ходе внеплановой проверки обнаружило ряд грубых нарушений со стороны «ТоАЗа» природоохранного законодательства, в том числе Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления»;

В феврале 2011 г. Ростехнадзор выявил более пятисот нарушений буквально во всех сферах деятельности предприятия. Все они описаны в соответствующем заключении ведомства, подписанном двумя десятками экспертов.

окумент получился внушительный – перечень нарушений составил более 200 страниц текста. Возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ОАО "Тольяттиазота" и его должностных лиц.

Добавим, что «ТоАЗ» находится в списке предприятий, по которым Общественная палата РФ проводит регулярную проверку с целью выявления степени их участия в загрязнении окружающей среды.

Пугающая картина

За сухими строками официального заключения Ростехнадзора прячется воистину пугающая картина. Выясняется, что до 80% средств контроля, управления, сигнализации и противо-аварийной защиты на предприятии выработали свой ресурс. На грани отказа находится основное производственное оборудование: многие технологические узлы «исчерпали 20-летний срок эксплуатации». По заключению специалистов Ростехнадзора, на предприятии с 1976 года не производилось радикальных замен технологических линий и агрегатов. Производственное оборудование, работающее в агрессивных средах, под высоким давлением, уже дважды выработало свой срок.

Если рассматривать негативный сценарий развития событий, при техногенной аварии на «Тольяттиазоте» могут пострадать от взрыва несколько сот человек одномоментно. А в течение полутора-двух часов, особенно при смене ветра, аммиачным облаком накроет половину города. Плюс заражение воды, земли и многомиллиардные затраты на очистку территории и выплату компенсаций пострадавшим и переселенцам.

Хотелось бы надеяться на то, что негативные варианты развития событий никогда не случатся. Однако, надежда на извечный русский «авось» несколько меркнет на фоне беззаботной политики безопасности на ТоАЗе. Кроме устаревшего морально и физически оборудования, руководство химкомбината спустя рукава относится и к обучению своего персонала. По результатам проверки Ростехнадзора, сотрудники предприятия, в том числе и на самых опасных участках, либо вовсе не имеют аттестации в области промышленной безопасности, либо аттестованы по неизвестно каким правилам. Это значительно повышает риски аварий и чрезвычайных происшествий на заводе. Да и таких «недоаттестованных» специалистов на предприятии нехватка – иногда работников вдвое меньше, чем положено по штату.

Путь к катастрофе?

На таком огромном и опасном предприятии все проблемы решаются просто – отключением сигнализации. Вот примеры этих нарушений из результатов проверки: «отсутст¬вуют датчики сигнализаторов предельно-допустимых концентраций (СПДК)»; «отключена блокировка из-за высокого перепада давления …»; «отключена блокировка … по содержанию горючих газов …», - продолжать можно еще долго. А кое-где сигнализации и вообще установлено не было: «Группа сферических резервуаров для хранения жидкого аммиака не оборудована системой контроля загазованности (газоанализаторами), связанной с системой оповещения об аварийных ситуациях».

Стоит отметить, что все взрывы на угольных шахтах происходят именно по причине выхода из строя или намеренного отключения газоанализаторов – однако там взрывается горючий метан, а в цехах «Тольяттиазота» может произойти утечка аммиака, а это невзрывоопасное вещество. Ядовитое облако — это, видимо, не так заметно.

Кстати, во время проверки Ростехнадзора было зафиксировано превышение аммиака в воздухе производственных помещений в 1,5–4 раза. Если предположить, что к визиту контролёров на заводе могли подготовиться и кое-как проветрить помещения, то что же здесь делается в отсутствие проверяющих организаций?

Вырисовывается крайне удручающая картина. Крупное предприятие с каждым годом дряхлеет, но выпускает на-гора тонны опасных химикатов. Мелкие аварии латаются подручными средствами. На все предписания контролирующих органов о совершенствовании системы безопасности — только яркие выступления пресс-службы о вине «неустановленных лиц». Прибыль уходит в офшоры, владельцы, в лучших традициях российской олигархии, проживают в Лондоне. А над Тольятти повисает тень потенциальной Фукусимы.

Александр Ивановский, «АиФ - Самара»  № 10, 2012 г.

Смотрите также: