Троллейбусные баталии «городских» и «северных»

Фото: b-port.ru

   
   

 Права из Ленинграда

Когда при мне начинают оживлённо рассказывать: «Я сначала помчался на Пять углов, затем заскочил в Росту, а потом - в Нагорное…», - начинаю иронично улыбаться. Сейчас никому и в голову не придёт такие расстояния преодолевать пешком. Общественный транспорт настолько охватил мурманские улицы, что даже молодёжь лениться пройти лишний квартал, если там есть остановки маршруток, автобусов или троллейбусов.

Я помню Мурманск, когда у жителей была единственная «маршрутка под № 11», другими словами - собственные ноги. А в адрес общественного транспорта от утомительных ожиданий на малочисленных остановках горожане несли на великом русском языке такие комплименты, что скисали ветки рябины. Ныне такую «высокую оценку» от народа получают лишь работники жилищно-коммунального хозяйства.

Дебют первого северного троллейбуса под №1 состоялся 11 февраля 1962 года. За рулём необычной в то время электромашины восседал Владимир Степанович Киселёв. Он держал курс от улицы Карла Либкнехта до площади перед областной больницей. Длина трассы составляла 8,6 км. В тот день популярность Киселёва и его коллег была столь высока, что не могла присниться ни одному современному политику. Водители за один рабочий день перевезли почти… 20 тысяч пассажиров. А элегантная, хоть и тесноватая, поездка стоила... аж 5 (!) копеек. Кстати, первые водители троллейбусов обучались и получали права в Ленинграде.

Экскурсия на троллейбусах

Прошла всего одна «пятилетка» - и троллейбус уже под №3 пошёл в северный район Мурманска. Его маршрут тогда был очень скромным: от улицы Челюскинцев до улицы Гаджиева. Казалось бы, надо радоваться! Но начались странные конфликты между «городскими» и «северными» пассажирами. Не дай бог, если по неосмотрительности вы сели в троллейбус № 3 и решили сойти на улице Челюскинцев - в спину бы получили такие пожелания, что в следующий раз вообще предпочли бы пешую прогулку. Часто бывало, когда вас могли выпустить только на… остановке «Ул. Гагарина». Это было не соперничество, здесь главную роль сыграл дефицит машин. Город тогда был по населению больше на 150 тысяч человек, а личные авто можно было пересчитать по пальцам и автопарки не изобиловали транспортом.

Со временем прокладываемые троллейбусные маршруты заметно изменили облик Мурманска. Был ликвидирован крутой и извилистый «тёщин язык» при подъезде к Семёновскому озеру, «выпрямили» улицу Шмидта. А потом электротранспорт стал монопольным хозяином самых престижных путей города. Когда ко мне приезжают гости с юга, то я устраиваю им туристический вояж по городу… на троллейбусах. А одна моя знакомая воспользовалась такой малозатратной идеей и провела экскурсию для своего норвежского друга, прокатив его по маршрутам «тройки» и «шестерки».

Смотрите также: