Что беспокоит автолюбителей Мурманской области? Какие права северян чаще всего нарушаются? И как ныне обстоят взаимоотношения заполярных автомобилистов со сотрудникам ГИБДД? Об этом журналисту «АиФ на Мурмане» рассказал председатель Некоммерческого партнерства «Автоклуб Мурман», член общественной палаты Мурманской области Андрей Шарков.
Отстоять право
- Когда состоялось объединение заполярных автомобилистов? Что входит в круг деятельности вашей организации, сколько человек в ней состоит?
- Автоклуб существует с 2008 года. Основная цель организации - оказание правовой помощи заполярным автомобилистам. Мы дистанцируемся от самодеятельности: частично проводим спортивные мероприятия, занимаемся классической общественной деятельностью. Но всё это носит эпизодический характер. Всё-таки основная наша задача - отстаивать права северян. В организацию входит около 170 человек - это те люди, которые сотрудничают с нами регулярно. В основном, это мурманчане, но достаточно много автолюбителей из Североморска, и, как ни странно, из ЗАТО Александровск.
- Какие автопроблемы становятся предметом обращения в общественную организацию?
- Есть дела, которых немного. Не сказать, что проблема не решаемая, просто люди не верят, что с этим возможно как-то бороться, к этой категории, к примеру, относятся споры с дорожниками. Существует и диаметрально противоположная ситуация - обращения по злободневным проблемам. Вот их очень много. Другой случай, что не все автолюбители просят им помочь. Народ привык сам решать свои проблемы, или не решать их до последнего. Больше всего дел по спорам со страховыми компаниями. Спорные ситуации, связанные с ними, приобрели колоссальные объёмы, поскольку в большинстве случаев страховщики занижают размер страхового возмещения. Так же мы предпринимаем меры по улучшению ситуации с организацией дорожного движения, в частности, по нашим обращениям убраны не соответствующие ГОСТам дорожные знаки и на некоторых дорогах исправлена разметка.
Приведу пример: по этой специфике недавно закрыли дело, которое решалось в районном и областном судах. Оно касалось перекрёстка улиц Ивченко-Свердлова. В результате аварии систем водоподведения на дорожном покрытии образовалась наледь, из-за которой только в течение трех суток произошло более двадцати ДТП. А ситуацию исправили только через несколько недель. Из всех пострадавших в нашу организацию обратился всего 1 человек. В результате, мы добились отмены определения ГИБДД по обвинению его в нарушении правил дорожного движения. Кроме того, с организаций, признанных виновными в коммунальном происшествии, удалось взыскать стоимость ремонта автомобиля.
- А кого из членов вашего клуба больше: мужчин или женщин?
- В клубе автомобилистов числятся как женщины, так и мужчины. В основном, на проблемы, связанные с качеством дорог, отсутствием разметки, противоречащими друг другу дорожными знаками сетует сильная половина.
- Перед кем вы отстаиваете права автомобилистов?
- В моей практике встречаются разные ситуации. Во-первых, это страховые компании, тяжб с которыми очень много. Во-вторых - органы ГИБДД, проблем с которыми также хватает. По каждому делу мы стараемся реагировать оперативно. Основные споры, которые решаем, идут либо по линии ДПС, либо связаны с дорожным надзором. Бывает, возникают вопросы, касающиеся регистрации автомобилей. Например, когда гражданам необоснованно отказывают в оформлении их транспортных средств. Большинство таких тяжб решаются в судебном порядке, и, в основном, в пользу автомобилистов.
Натянутые отношения?
- Вы сказали, что очень много проблем связано со структурой ГИБДД…
- Есть рядовые проблемы - каждого конкретного автомобилиста, в том числе, вынесение службами необоснованных постановлений о привлечении к ответственности. Либо имеют место проблемы с интерпретацией конкретного закона, когда, например, человек, действительно, нарушил правила дорожного движения, но искренне не понимает, в чём его вина. Существуют и другие трудности. В частности, у нас есть пресловутый пункт правил 10.1 - о действиях водителя при обнаружении опасности, согласно которому, во избежание дорожно-транспортного происшествия он обязан снизить скорость. Подходя формально к этому пункту, любого водителя можно считать виновником ДТП: мол, раз оно произошло, значит, скорость была больше, чем нужно. В данном случае мы стараемся отменять такие глобальные обобщения и разграничивать ситуацию. Есть водитель, который попал в беду, а есть дорожные службы, которые не обеспечили ему должные условия для безопасной езды. Кроме того, в областном ГИБДД существует проблема неукомплектованности штата. В связи с этим, время ожидания инспекторов при ДТП увеличилось. Эту проблему может решить введение института аварийных комиссаров, над которым мы работаем.
- Помимо руководства мурманским автоклубом, вы являетесь членом общественной палаты. Какой смысл деятельности этого органа, ведь в последнее время туда обращаются все меньше и меньше людей?
- Не знаком с такой статистикой. Насколько мне известно, количество обращений в Общественную палату растет. Хотя она, по сути, является органом, который собирает активистов в массы. Тем не менее, проблемы у нас есть. Во-первых, как таковой, аппарат в ней отсутствует. Поэтому результаты нашей деятельности, конечно, скромные - не такие, как хотелось бы. Большинство вопросов решается в рамках комиссий и групп Общественной палаты, и только самые общие - на пленарных заседания. У нас задействованы люди, которые занимают конкретные позиции в определённых сферах - в ЖКХ, дорожной и т.д. Они пытаются воздействать на те структуры, которые ответственны за решение ежедневных проблем. Поэтому можно говорить о том, что Общественная палата - один из инструментов влияния северян.
Смотрите также:
- Только счастливого пути! Водители стали грамотнее и недисциплинированнее →
- Кому вручат «желтую метку»? →
- Сумасшедшие поборы →