Впервые область (да и вся Россия) узнала о ней примерно десять лет назад, когда 1 сентября она увела с торжественной линейки всех учеников и их родителей, заявив, что в школе, где вот-вот может рухнуть потолок, заниматься нельзя.
Нужно было видеть физиономии областных чиновников, когда они увидели спины шагающих домой первоклассников.
Но… делать было нечего, и уже на следующий год в поселковой школе был закончен капитальный ремонт. Потом было хождение госпожи Дериенко во власть: «совмещая приятное с полезным», она полный срок отработала главой местной администрации, а потом неожиданно ушла в тень, снова став… мамой. Пять лет назад они с мужем, Валентином Михайловичем, приняли решение взять на воспитание сразу двоих детей из детского дома. С тех пор много воды (и слёз!) утекло. Как сегодня складывается жизнь этого в какой-то мере уникального семейного корабля?
Всё по-взрослому
- То, что у нас на самом деле корабль, точно замечено. Мой муж в своё время служил на флоте, а когда окончательно списался на берег и занялся предпринимательством, то построил дом, чем-то похожий на корабль. Вот и Олежка (мой младший сын), когда не так давно писал сочинение про семью, тоже обратил на это внимание. Он назвал свою работу «Валентинова пристань», сравнив нас с командой корабля.
- А почему именно «валентинова»?
- Просто у нас в семье сразу четыре Валентина: муж, старший сын (он сейчас студент, заканчивает университет авиационного приборостроения), его невеста и наша приёмная дочь - все носят одно и то же имя. Но если у нас семья - это в какой-то степени команда корабля, то дом должен быть своеобразной пристанью.
- А чем было вызвано желание взять на воспитание детей, у которых родители были лишены своих прав?
- Пять лет назад мы закончили строительство дома. Задумывали его большим (четыре этажа!). Так и получилось, но дети к тому времени уже разъехались: сын учился в Питере, туда же после окончания университета переехала и дочь. Нам стало так сиротливо, что на семейном совете приняли решение стать приёмными родителями.
- Вы не жалеете о том, что произошло?
- Ни минуты не было сомнения. Правда, не скрою, поначалу пришлось нелегко. Но процесс адаптации в новой семье у наших ребятишек прошёл довольно безболезненно. С первого же дня и Олег, и Валюшка стали меня называть мамой, а мужа - папой. Думаю, что это вышло потому, что они пробыли в детском доме всего один день. Когда их родителей лишили прав, то эта неразлучная пара примерно полгода мыкалась по больницам, потом попала в санаторий, где, на мой взгляд, условия были совсем страшные. После этого их перевели в детский дом. Когда я увидела Олега и Валю в первый раз, то сразу же сказала воспитательницам: это мои, и я их забираю! Сразу же побежала в магазин, купила им новую одежду, моментально переодела и в тот же день увезла к нам домой. Всё время, пока я оформляла документы, они жили у нас.
Учиться и ещё раз учиться…
- Ребята знают, что являются приёмными детьми?
- Да. Мы и не скрывали этого, хотя, например, Валя попала к нам, когда ей было всего 3 года. Поэтому у неё жизнь началась буквально с чистого листа - она ничего не помнила из прежнего существования. Олежка был постарше (ему тогда было пять), и у него сохранились какие-то очень смутные воспоминания.
- Например?
- Например, он запомнил, как его била мать-алкоголичка, как он прятался от неё, как отец пытался его защищать. Конечно же, Олег потом рассказал сестре, как их новая мама привезла к себе, но хочу думать, что своей настоящей семьёй они считают всё-таки нас.
- Ребята сейчас носят вашу фамилию?
- Конечно, нет. Прежде всего, это связано с некими чисто юридическими формальностями. К тому же мы с мужем для себя решили так: когда они достигнут определённого возраста и придёт пора получать паспорт, то они сами сделают выбор. Хотя Олежка уже сейчас называет себя Николаев-Дериенко.
- Вы случайно не знаете, как живёт прежняя семья ваших детей?
- Всё так же - пьют. Мы сейчас оформляем документы, чтобы сохранить половину жилплощади за детьми (она им положена по закону). Не так давно я заходила туда, хотела поговорить с самими родителями, но… бесполезно. Даже это ЧП не повлияло на их образ жизни.
- В начале нашего разговора вы упомянули про сочинение Олега, которое он написал о своей семье…
- Да, и мы, признаться, очень гордимся этой работой - она заняла первое место на одном из областных конкурсов. Вообще, он учится хорошо. У Валюшки дела обстоят несколько похуже. Память у неё по-настоящему девичья. (Улыбается.) Как только она пошла в школу, с ней всё время приходилось заниматься дополнительно, но зато первый класс она закончила в золотой середине: пятёрочек было, конечно, маловато - в основном тройки и четвёрки, но зато заслуженные…
Приятные хлопоты
- Есть такие женщины, которые, однажды занявшись бизнесом, уже не могут остановиться. Вы не жалеете о своём решении стать домохозяйкой?
- Конечно, нет. Когда у нас появилось прибавление, то, знаете, мне стало довольно сложно совмещать и бизнес, и дела семейные. К тому же в один прекрасный момент я поняла: не моё дело торговля. Свою роль сыграло и повышение страхового налога. Это сделало частные магазины на селе по сути дела нерентабельными. Судите сами: раньше за электроэнергию, что мы потребляли в магазине, мы платили чуть больше двадцати тысяч за сезон, а сейчас эта сумма выросла в два раза. Лето - пора, когда приезжают дачники, а осенью и зимой у нас пусто. Кто же будет работать себе в убыток?
- Наташа, вы - человек в хорошем смысле неугомонный. Не пытаетесь сейчас заглядывать в будущее, строить какие-то планы?
- Сейчас у нас приятные хлопоты: старший сын женится. Но со временем, когда стану немножко посвободнее, хочу разработать бизнес-план по организации экотуризма. Уверена, что в наших краях есть что посмотреть и где поохотиться. Такой вид отдыха давно стал популярным в Европе. Почему бы и нам не попробовать?
- А ваши младшие дети?
- Есть и планы на детей. Когда Олежка немного подрастёт, мы хотим направить его по стопам мужа - в нахимовское училище, ну а Вале нужно, прежде всего, учиться.
Смотрите также:
- «Человек не пластилин», считает псковская мама, вырастившая 20 детей →
- Э. Мацкявичус: «Мужа нельзя приватизировать!» →
- Т. Устинова: «Мой муж - тяжелейший человек» →