Один из аспектов подготовки к школе - психологический. Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? И каковы особенности периода, который называется «начальной школой»? Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказала детский психолог, автор нескольких книг по школьной адаптации Елена Викторова.
Собственность первоклашки
- Елена Владимировна, какова вероятность ухудшения здоровья новоиспечённого первоклассника после начала учебного года? И можно ли как-то избежать этого?
- Период адаптации к школе не всегда сопровождается ухудшением здоровья ребёнка. Но, к сожалению, на севере этот факт можно наблюдать намного чаще, чем в других местах России. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижается работоспособность. Адаптация ребёнка к школе во многом зависит от условий среды. Особенно неблагоприятное воздействие оказывают нарушения режима дня, пагубные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем), конфликтные ситуации в семье.
- Что нового даёт ребёнку школа в психологическом плане?
- В первую очередь школа развивает в ребёнке такое понятие, как «личная собственность». В общем, это понятие есть и в садике. Только там оно не очень акцентируется: шкафчики в саду не запираются, игрушки все общие, даже те, которые приносят дети в группу из дома, тоже на время пребывания в саду часто считаются доступными для всех, что, по сути, верно. А в школе у ребёнка появляется свой портфель (с замком). На этом фоне иногда проявляются особенности поведения, которые ошибочно расцениваются порой, как детская клептомания: иной ребёнок может в раздевалке заглянуть в карманы пальто другого ребёнка или в его портфель, взять без спроса с чужой парты карандаш или ластик. Здесь, прежде чем клеймить ребёнка или тащить его сразу к детскому психиатру, присмотритесь: что стоит за таким поведением? Возможно, это просто смесь из вседозволенности, предоставленной ему дома, и неумения различать свою и чужую собственность. Фактически это почва для развития не клептомании, а сознательного криминального поведения, но, тем не менее, скорректировать это поведение на ранней стадии гораздо проще.
- В школе каждый ребёнок становится более самостоятельным. Но некоторые дети теряются от этого, что вызывает лишний стресс. Можно ли избежать его?
- Конечно. Перед школой важно воспитывать у малыша навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания этих навыков у каждого, даже самого маленького, члена семьи должны быть обязанности по дому. 6-7-летнему ребёнку можно поручить накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, поливать цветы, подметать пол, покупать молоко, хлеб, сахар. При этом важны регулярность и контроль за выполнением. Вообще, если первоклассник переживает сильный стресс после похода в школу - это вина его родителей, которые чего-то недосмотрели или не объяснили своему чаду.
Учение в игре
- Родителей будущих первоклассников часто волнует вопрос, должен ли ребёнок до школы овладеть грамотой, счётом, решением арифметических задач…
- Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Важнее, чтобы к началу учёбы у малыша сформировался познавательный интерес. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, не связанные с игровой деятельностью.
- Кто труднее всего адаптируется к школе, мальчики или девочки?
- Обычно это мальчики. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и подвалов. Обращает на себя внимание ещё и то обстоятельство, что у девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из «троек», «четвёрок» и «пятерок». Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.
Смотрите также:
- 1 класс - ключевой в учебной жизни. Главная задача родителей - верить в своего ребёнка →
- Школа терпения: В ней особенные взрослые учат особых детей →
- Дайте поиграть человеку! →