Предприниматель В. Жук, намеревающийся изготавливать из уникального мрамора блоки и известковую муку, выиграл арбитражный суд у карельского Министерства по природопользованию.
Чиновники пытались отобрать у него лицензию на разработку недр, однако суд встал на сторону бизнесмена. Таким образом, Карелия оказалась перед опасностью утраты третьего по популярности объекта туризма на своей территории.
История страны
Мраморное месторождение в Рускеале известно с давних времён. Оно начало разрабатываться с 1789 года по указу Екатерины Великой. Облицовка Исаакиевского собора, Орловские ворота в Царском Селе, полы в Казанском соборе, стены станций питерского метро и многое другое создано из рускеальского мрамора. Ближе к нашему времени работы здесь прекратились, так как самые ценные породы мрамора оказались глубоко под землёй, а около 10 лет назад группой энтузиастов на месте затопленного карьера был создан горный парк. Место действительно дивной красоты. Неслучайно вот уже несколько лет подряд сюда приезжают российские съёмочные группы для съёмок романтических художественных фильмов. Рускеалу облюбовали как организованные туристические группы, так и энтузиасты горного туризма - прежде всего из соседнего Санкт-Петербурга. В прошлый летний сезон здесь побывало больше 25 тысяч человек, в этом году показатель, скорее всего, будет ещё выше. На сегодня Рускеала - третий по посещаемости туристический объект в Карелии. Впереди только Кижи и Валаам. Республиканские власти на всех уровнях говорят о туризме как о наиболее перспективной отрасли экономики края. Глава Карелии недавно даже презентовал проект развития туризма в регионе лично президенту России. Между тем уникальный парк может быть переработан в муку на удобрения и продан соседям-скандинавам.
«Мы превращены в колонию!»
Наша газета уже писала о том, что сортавальский предприниматель Владимир Жук купил лицензию на разработку большого участка недр, в том числе и месторождения, входящего в горный парк. При этом получена эта лицензия ещё в 1984 году, то есть до того, как Рускеале был присвоен статус горного парка. Сейчас Жук намерен проводить взрывы на прилегающей к парку территории, чтобы добраться до ценного камня. По словам руководителя проекта «Горный парк Рускеала» Андрея Грибушина, это означает, что новая штольня уйдёт в землю на 15-20 метров, а значит, уникальный карьер сначала будет полностью осушен, а после начнёт осыпаться. Никакого туристического значения он, разумеется, иметь больше не будет.
- Больше всего меня убивает в этой ситуации, что получившуюся муку предприниматель намерен продавать в Финляндию и Швецию. Но мы же не колония! Как можно брать нашу землю, нашу память и нашу гордость - и продавать её иностранцам, на удобрения?! - негодует Андрей Грибушин.
А Жук и ныне там..
Он, кстати, совершенно не согласен с доводами, что новый карьер даст работу рускеальцам. Для ведения взрывных работ потребуется 4-5 человек, тогда как парк уже сейчас ежегодно даёт занятость 30-40 жителям посёлка: гиды, охрана, обслуживающий персонал.
Министерство природопользования попыталась отобрать у Жука лицензию, ссылаясь на допущенные им нарушения. Однако господин предприниматель в Арбитражном суде сумел доказать свою правоту. Чиновники намерены обжаловать это решение. Пока никаких работ на карьере не начато, лицензия выдана до 2028 года и Жук явно не торопится приступить к разработкам. Но пока длится такая пауза, не развивается и парк, в планах руководства которого было и строительство гостиницы, и разработка всей прочей туристической инфраструктуры.
Справка:
Рускеала, мраморный каньон - заполненный чистейшими грунтовыми водами бывший карьер добычи разных сортов мраморов.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных горизонтов - штолен и штреков, соединённых вертикальными шахтами. Общая протяжённость горных выработок составляет несколько километров. Мраморный каньон - один из фрагментов памятника «Мраморные ломки Рускеала», занесенного в государственный реестр объектов национального достояния. Он свидетель истории двух государств - России и Финляндии - и труда трёх народов - карельского, русского и финского.
Смотрите также:
- Провинциальная коллекция. В ней собраны 6 веков истории Себежа →
- «Дежурное» место. Псковичей волнует судьба памятника вождю →
- Архангельский вождь – «бесхозный» →