Тем не менее, судя по количеству обращений, которые ежедневно поступают в приёмную Виктора Васильевича Иванова, который уже больше года исполняет свои обязанности по защите прав и гражданских свобод жителей Псковской области, его, скажем так, услуги оказались востребованными, как никогда.
«Милость к падшим...»
- Виктор Васильевич, как часто к вам обращаются люди за помощью?
- За прошлый год ко мне поступило 127 только письменных обращений граждан. За первые три месяца 2011-го уже пришло 51 обращение. Чувствуете, как этот поток начинает набирать обороты? К сожалению, у меня пока нет своего сайта, а так просьб и жалоб было бы значительно больше. Всё это говорит об одном: институт уполномоченных необходим, потому что люди зачастую не видят иной возможности защитить себя от произвола властей или конкретных чиновников.
- Чем больше всего они недовольны?
- Несправедливостью. По моему глубокому убеждению, сейчас в России человеку труда отведена подчинённая роль. Я бы даже сказал, вспомогательная, поскольку законодательством определён в качестве генерального фигуранта тот, кто владеет средствами производства. Отсюда и та кричащая диспропорция в обществе. Самое печальное, что наше законодательство лишь закрепляет сложившуюся систему, суть которой можно выразить так: право есть воля господствующих классов, возведённая в закон.
Поэтому люди, которые ко мне приходят с жалобами, не могут понять: почему зарплата руководителей в десятки раз больше, чем у рабочего? Но при этом всё по закону! Как следствие, около 25% от всех поступивших ко мне жалоб в прошлом году связаны с бедственным положением населения. Особенно зримо это проявилось в сфере коммунального хозяйства. В страшном сне не привидится то, как люди живут, например, в доме № 32 по ул. Труда (Псков) - я там был по их жалобе. Прямо скажу: многое на свете видел, но такого ужаса - никогда. Городские власти и без моего вмешательства выделили на капитальный ремонт этого дома 6,7 млн рублей, но в конце июня я обязательно туда наведаюсь - посмотрю, как идут дела.
Валерьянка под рукой
- Ещё с советских времён все знают, что «наш суд - самый гуманный и справедливый в мире». Вы разделяете это убеждение?
- Вопрос с подвохом, но, если судить по жалобам, то и в этой сфере хватает недостатков. Приведу только один, но, на мой взгляд, вопиющий случай, когда суд отказал в просьбе об освобождении смертельно больному человеку. Ситуация типичная для нашего времени: человек украл велосипед, и ему дали 2 года лишения свободы, потому что раньше он имел судимость. С точки зрения Уголовного кодекса, он уже рецидивист, поэтому и получает за любое другое уголовное преступление по максимуму. Так этот человек оказался в псковском СИЗО, где вскоре выяснилось, что у него рак IV степени. Администрация изолятора обратилась с просьбой о досрочном освобождении, но наш городской суд ей почему-то отказал, хотя в перечне болезней, которые являются для этого основанием, диагноз осуждённого указан. Лично мне трудно понять логику судьи, который вынес такое жестокосердное решение. Была подана кассация. Мы тоже принимали участие во втором процессе и выиграли в конце концов дело. В тот же день этого ещё молодого мужчину (ему было едва за 30) мать повезла домой, в Подмосковье, но на следующий день он умер...
- И много таких судебных ошибок?
- Примерно 40% жалоб к нам поступает именно на решения судов, но, повторюсь, с каждым из обращений нужно разбираться отдельно. У меня был любопытный случай, когда человек, получивший срок за ограбление бензоколонки в Стругокрасненском районе, забросал меня письмами, где доказывал, что не совершал этого преступления и его обвинили огульно. Не поверите, с картой в руках я исследовал то место, где происходили события, и удалось установить, что нас банально пытаются «развести» на незнании местности. Ответ ему был дан вполне обстоятельный, больше он к нам не писал.
- С какими ещё проблемами к вам идут люди?
- Сейчас, например, мы рассматриваем обращение группы ортодоксальных христиан, которые убеждены, что государство ущемило их права, когда начало выдавать паспорта, снабжённые электронными чипами и помеченные так называемым «числом сатаны» - 666. Кроме того, они возмущены, что людям намерены присваивать личные идентификационные номера, что, по их мнению, является грубейшим нарушением их прав и свобод, не говоря уже об оскорблении их чувств верующих. Но мы ещё не закончили разбирательство, о выводах говорить рано...
- Создаётся впечатление, что уполномоченный по правам человека работает порой по принципу скорой помощи?
- Может быть, это слишком, но когда к нам поступают требования о немедленной встрече (люди грозятся чуть ли не наложить на себя руки от отчаяния), то мы на самом деле сразу реагируем на такие призывы. Иногда, прежде чем разговаривать, нужно просто успокоить человека. Так что валерьянка у нас всегда под рукой...
Кому это нужно?
- А на какие деньги вы работаете, есть ли свой аппарат, транспорт?
- Согласно областному закону, средства на содержание аппарата уполномоченного по правам человека выделяются из областного бюджета. В этом году у нас - 1 млн 743 тысячи, что больше, чем в прошлом, когда на наши нужды полагалось 1,5 млн, из которых мы, к слову, сэкономили на представительских и других расходах около 400 тысяч.
Работает только одна помощница, которая по статусу даже не является госслужащей, что, конечно, является нарушением закона. К слову, не единственное. К ним относится и то, что у меня по-прежнему нет своего аппарата, а пара юристов нам край как нужна. Для сравнения скажу: у моего коллеги в Великом Новгороде в штате 5 человек и 3 помощника - у детского омбудсмена. Что же касается машины, то мы для поездок пользуемся транспортом областной администрации, но по городу я предпочитаю ходить пешком: спасибо «пробкам» - на автобусах в срок не успеешь.
- Вы чувствуете, что ваш труд востребован?
- Гражданами - да, а властью, чувствую, не очень. Два месяца назад направил письмо губернатору с просьбой о встрече, но у него для меня как-то не находится времени. Не сильно нужен уполномоченный и депутатскому корпусу: согласно закону, финансирование моего несуществующего аппарата должно быть прописано в бюджете отдельной строкой, но пока мои обращения так и остаются без ответа, что, в общем-то, тоже можно считать ответом.
Смотрите также:
- Небезразличные к несправедливости. Куда обратиться, если вас обидело государство? →
- Дело Pussy Riot раскололо страну →
- Кому помогают правозащитники? →