Своя ниша не тянет
- Андрей Евгеньевич, в соответствии с новым законом с 1 января российские школы должны обрести и новый статус. При этом есть возможность выбрать: стать бюджетным или автономным образовательным учреждением. Что выбрали вы и почему?
- Мы приняли решение сохранить бюджетный статус, то есть остаёмся на содержании у муниципалитета, в полной зависимости от городской казны. В этом есть свои минусы, но плюсов всё-таки больше. В частности, не придётся расширять бухгалтерию, открывать свой юридический отдел, чтобы подсчитывать доходы (улыбается), а если серьёзно, то мы исходили из той ситуации, в которой оказалась школа в начале девяностых. После того, как Министерство путей сообщения начало избавляться от «непрофильных активов», наше финансирование по сути дела прекратилось. Когда школа наконец-то был переведена на баланс муниципалитета, её состояние оказалось в высшей степени плачевным. Когда я пришёл принимать школу в качестве нового директора, то в некоторых классах небо было видно. Постепенно мы как-то смогли подтянуться, но до идеала ещё далеко. Сейчас наша школа нашла свою социальную нишу: в основном у нас учатся дети из небогатых семей. Это те, кто приехал в областной центр из деревень в поисках работы, много переселенцев из стран бывшего Союза, прибалтийских республик. У них нет лишних денег, чтобы воспользоваться дополнительными образовательными услугами, поэтому мы реально смотрим на перспективу дополнительного заработка.
- Вообще-то по Конституции гражданам России гарантировано бесплатное неполное среднее образование. Неужели реформа отменяет это положение основного закона?
- Конечно, нет. Все школы, даже те, которые выйдут в «автономное плаванье», будут получать обязательную государственную субвенцию в расчёте на каждого ученика. В этом отношении большие коллективы, где учатся 1000 и более детей, находятся в выгодном по сравнению с нами положении: сейчас у нас занимаются 376 ребят, то есть 17 класс-комплектов. Но, если родители пожелают, чтобы их дети изучали дополнительно (!) какой-нибудь иностранный язык или брали уроки тенниса - пожалуйста, но за эти удовольствия нужно платить. Таким образом школе и предоставляется возможность зарабатывать деньги и потом (уже по собственному усмотрению) их тратить. Можно за счёт этих средств реально поднять заработок учителям, а можно направить на ремонт здания, покупку наглядных пособий и т.д. Лишь бы нам в ожидании возможных барышей не забыть, зачем дети всё-таки ходят в школу. Я в данном вопросе консерватор и придерживаюсь мнения, что на образовании много заработать нельзя.
Условия и возможности
- Какова же сегодня основная функция школы?
- Прежняя: учить и воспитывать. Но сегодня, как я уже говорил, школе отводят лишь «образовательную услугу». При этом декларируется, что ребёнок не должен отвлекаться на какие-то посторонние действия. Например, рекомендуется исключить любой школьный труд. Вплоть до дежурств, хотя в традициях не только советской, но и в целом российской школы всегда был общественно-полезный труд. Кроме того, советская школа давала универсальное образование. Выпускник мог пойти учиться в любой вуз: технический или гуманитарный. Сегодня наоборот: приветствуется специализация. Но кто формирует эту «специализацию»? Как правило, родители. Они выбирают, чему учиться, куда поступать.Они могут угадать желание, а могут и не угадать. И что тогда? Жизненная драма… В этой связи я убеждён, что школа должна давать возможность ребёнку попробовать себя в разных ипостасях. У нас, например, есть модельный кружок, клуб любителей туризма, но согласитесь: заставить родителей платить за то, что их дети, ползая по кустам, будут рвать себе одежду (но будут делать это с удовольствием) - невозможно, зная их более чем скромный доход. Эти факторы и подталкивают к мысли о том, что должен быть всё-таки единый образовательный стандарт, потому что «закрыть» платными услугами всё дополнительное образование тоже, думаю, неверно. И - негуманно, это только усилит расслоение общества.
Что есть норма?
- И всё-таки, если вернуться к теме реформы образования, что ждать от неё родителям?
- Ещё раз подчеркну: не стоит вопрос о том, что школа должна стать платной. Государство берёт на себя обязательство выполнить то, что гарантирует Конституция, но если кому-то нужно что-то сверх установленной нормы, то тогда уже нужно думать о дополнительных вложениях. Предвижу ваш вопрос: что же в таких случаях следует считать нормой, мерой? И тут мы снова возвращаемся к необходимости единого образовательного стандарта. Пока мы к этому даже и не подошли: в каждой школе свои учебники, свои методические пособия - всё это вносит определённую сумятицу в процесс. Сейчас готовится закон о новом государственном экзамене, от которого тоже можно ждать сюрпризов. С другой стороны, за всё время работы в школе я уже привык к попыткам её реформирования. И научился относиться к самому процессу, если хотите, философски. Но при этом всегда помню завет классиков педагогики: учить разумному, доброму, вечному. Этот постулат для меня был и остаётся единственной константой в нашем постоянно меняющемся мире.
Смотрите также:
- «Диплом никого не делал мудрее!» Почему важно сделать правильный выбор? →
- Новгородским школам трудно экономить электричество →
- Великий Новгород «переваривает» автономку →