Виктор Трошенков: «Мы - часть огромного механизма»

   
   

Солнце в максимуме - жди беды

Виктору Евгеньевичу почти 50 лет. Со средним техническим образованием он смог стать одним из самых известных исследователей солнца и полярных сияний по всему миру. О такой известности он не мог и мечтать, когда ещё в 5 классе пытался найти на небе Большую Медведицу.

- Многих детей привлекает вид звёздного неба. Мне же нравилась галактическая астрономия, - рассказывает учёный. - Я очень долго хотел купить телескоп, чтобы воочию увидеть звезды, и завидовал тем, у кого он был. Моя мечта осуществилась лишь спустя 10 лет.

Исследователь занимается исключительно солнцем и полярным сиянием. На протяжении 20 лет каждый день, если позволяет погода, он выходит на улицу с телескопом и изучает светило. На данный момент у Виктора накопилось практически 4 тысячи наблюдений.

- Солнце в первый раз я наблюдал в 1989 году. В то время оно находилось в фазе максимума и было всё в пятнах. Когда я навёл на него телескоп, у меня в душе что-то перевернулось. С тех пор я сразу полюбил его.

Учёный зарисовывает диск солнца, пятна и различные вспышки на нём. По словам Трошенкова, сейчас мы находимся в фазе роста солнечной активности, что сильно сказывается на людях. Давно доказано, что во время таких солнечных фаз происходят социальные взрывы. Оказывается, развал СССР, вторая мировая война, революция 1917 года пришлись как раз на точки максимума. Учёные говорят об этом очень много, вот только политики пока не прислушиваются. Исходя из наблюдений Виктора, сейчас дело идёт к максимуму, а это значит, что к маю 2013 года нужно ждать природной катастрофы, когда активность достигнет своего пика. Кстати, аномальная жара, которая стоит сейчас по всей России, происходит тоже из-за пятен. 

Простая физика и ничего более

Все свои исследования Виктор проводит за свой счёт, зато его деятельность получила признание по всему миру. Его статьи публикуются в журналах по всей России, учёный ведёт сотрудничество с Японией, Новой Зеландией, Португалией.

Помимо солнца Трошенков изучает и северное сияние. По его словам, никакого феномена в нём нет, всё очень просто и прозаично:

   
   

- Вспышки на солнце происходят после того, как появляется пятно. Вся его эволюция сопровождается ядерными взрывами, поскольку солнце само по себе огромный ядерный шар. Вспышки индуцируют огромное количество плазмы, - объясняет исследователь, - в результате солнечный ветер устремляется в космическое пространство и достигает окрестностей нашей планеты. Тогда силой притяжения Земля захватывает эти частицы со стороны полюсов. По силовым линиям магнитного поля эти частицы растекаются до 60-70 градусов по геомагнитным широтам. Мурманск как раз и находится в этих широтах. Мурманчанам повезло, что они имеют возможность наблюдать в годы максимума полярные сияния.

Очень просто объясняется и разноцветность сияния. Наша атмосфера состоит из водорода, азота, кислорода и инертных газов. Водород придаёт полярному сиянию красный оттенок, что бывает редко, кислород- зелёный, натрий - жёлтый.

Но несмотря на то, что полярные сияния объясняются простой физикой, они не могут не волновать воображение людей. Вот и Виктор уже несколько лет подряд постоянно фотографирует их. Кстати, его фотографии есть у многих известных людей: Михаила Жванецкого, Ирины Родниной. Помимо фотографирования учёный пишет стихи и поэмы.

- Стихи я пишу с середины 80-х годов, и сейчас их более 700. Репертуар разнообразный: лирика, публицистика. Но, конечно же, я не обошел стороной полярные сияния и солнце!

Бесконечность в объективе

Так уж случилось, что Виктор Трошенков - инвалид, и из-за своей болезни он не может получить астрономическое образование.

- В принципе, я удовлетворён положением дел и постоянно занимаюсь самообразованием. У меня есть большая библиотека, которая постоянно пополняется. В основном книги мне присылает Пулковская обсерватория.

Пообщавшись с Виктором, становится понятно, что Вселенная - это целая система, огромный механизм, в котором всё взаимосвязано.

- Мы все - часть огромного механизма, - говорит Виктор, - звёзд больше, чем песчинок в пустыне Сахара, да и Вселенная у нас не одна. Я могу представить бесконечность, поскольку каждый день наблюдаю её в телескоп.

Смотрите также: