Экзамен на прочность: Учащиеся и их родители не одобряют ЕГЭ

   
   

«Гори в аду!»

Чтобы узнать наглядно, как в России относятся к экзамену и как к нему готовятся, я решила посетить самое популярное среди молодёжи и подростков общественное место - социальную сеть «В Контакте». Там, при введении в поиск «ЕГЭ», первая же группа в выдаваемом списке называется «ЕГЭ»? Спасибо, нет!» И в её состав входит более 77 тысяч человек! За ней чуть менее высокий рейтинг у групп «Гори, ЕГЭ, в аду!» и «Мы против ЕГЭ!»

А в это время официальные источники убеждают население, как это здорово и удобно сдавать экзамен в новом формате! Как успешно реформируется образование в стране! Как радостно принимают новшество отличники и хорошисты, а также педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень»!

Обсуждения в группах - сплошь панические вопросы: что делать? как готовиться? как списать на ЕГЭ? И мнений сотни. Учебников советуют десятки. Причем одни советы противоречат другим. Царит настоящая паника.

Большой негатив

Желание познакомиться с истинной картиной отношения к ЕГЭ заставила меня провести собственный опрос среди мурманских одиннадцатиклассников. 60% опрошенных относятся к единому госэкзамену крайне негативно. Среди остальных ребят 10% затрудняются дать оценку своего отношения. И хочу заметить, что все школьники с разной успеваемостью! Есть и отличники, которые сдавали в девятом классе ЕГЭ (два года назад это был эксперимент) и прониклись антипатией к этой форме экзамена. Хотя, четверть учеников уверена, что традиционная форма сложнее.

80% учащихся жалуются на то, что в демонстрационных версиях ЕГЭ есть задания по темам, которые в школе вообще не проходили! Выходит, новый экзамен оценивает не школьную программу, а дополнительные знания? Как справиться с этой ситуацией?

Самоподготовка, школьные факультативы, занятия в ресурсных центрах - это вари-анты бесплатные, но, видимо не самые действенные, потому что невостребованные. А вот три из пяти выпускников вынуждены посещать дорогостоящие курсы. Более того, 80% опрошенных занимаются у репетиторов. Занятие по иностранному языку стоит в среднем 300-350 рублей за час. Русский - немного дешевле: 200-250. А за одно занятие ведь всё не повторишь и не изучишь. Да плюс к тому выпускники в среднем сдают по четыре экзамена. Это что же получается, лучше подготовится тот, у кого папа больше зарабатывает?

Выбор формы экзамена

Почти половина опрошенных школьников убеждала меня, что их родители не одобряют новую форму экзамена.

А вот учителя находят в ЕГЭ некоторые плюсы. Первым и самым важным можно считать отсутствие субъективной оценки педагога, то есть, учитель, проверяя часть С, не знает, чья эта работа и личное отношение к ребёнку никак не скажется на его оценке. Это значительно упрощает проверку заданий.

   
   

Следующее достоинство - свободное лето! Сдав один раз экзамен, не нужно тратить время для вступительных испытаний (тут, конечно, не берутся в расчет творческие специальности). Старшее поколение вспоминает, сколько работ и экзаменов нужно было пере-жить, чтобы поступить в ВУЗ, а теперь этой проблемы больше не существует.

Некоторые учителя не одобряют введение ЕГЭ по той причине, что подготовка к нему - это натаскивание учеников на задания определённого типа. Дети не учатся рассуждать! А всё потому, что в большинстве школ упор делается на тесты. Также учителя недовольны возможностью угадать ответы при тестировании. И тем, что раскрыть потенциал ученика во многих предметах, в основном, гуманитарных, нельзя! Потому как все задания исполняются шаблонно.

В прошлом году министр образования и науки Андрей Фурсенко обратил на это внимание, но пришёл к выводу, что для выявления талантов существует олимпиадное движение. Передо мной тут же возникает противоречие: ведь олимпиады - дело добровольное. Не у всех учащихся есть желание или время в них участвовать…

Но в общем, педагоги ЕГЭ не боятся. Они считают, что такая форма имеет право на существование, и дают гарантию, что тот, кто учится - сдаст любой экзамен в любой форме! Преподаватели русского языка, например, уже много лет работают в формате ЕГЭ и знают, как готовить к нему детей. Но и у них есть уверенность в том, что у учеников должен быть выбор в отношении формы экзамена, и ЕГЭ не должен стать панацеей.

В ноябре 2009 года Президент также заявил, что «ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования». Ещё он говорил о том, что список документов, характеризующих успехи каждого ученика, будет расширяться. Остаётся только пожелать удачи выпускникам следующих лет.

Смотрите также: