Между «снести» и «сохранить»

   
   

Снос - невозможен

Участники разговора, около 30 человек, в том числе автор проекта нового административно-торгового здания архитектор Евгений Фролов и заказчик, директор ООО «Северо-Западный Финансовый дом» Илья Гаврюшев, рассмотрели 4 варианта развития событий. Их обозначил сам инвестор.

Деревянные дома в центре города, построенные в 1916 году, юридически не являются историческими памятниками, поэтому их снос вроде как легитимен. Однако внушительная часть горожан против: вместе с построенными после войны каменными домами эти сооружения со временем образовали эдакий исторический ансамбль, ставший визитной карточкой города, его самобытной чертой. А значит уничтожение малого в данном случае может ударить по облику города в целом.

- Говоря о памятниках, все забывают главное – Петрозаводск сам является памятником, историческим городом! – заметил Вячеслав Орфинский.

Инвестор заверил:

- Мы не рассматриваем возможность полного сноса зданий, поскольку считаем решение о сносе неприемлемым.

Здания изношены до предела

Вместо этого, по мнению Ильи Гаврюшева, здания можно скопировать и перенести на другую площадку, к примеру, в квартал исторической застройки, - «воссоздать в более подходящей среде». Против этого высказалась архитектор Елена Ициксон. Она убеждена: деревянные дома на Ленина создают некий фон для других архитектурных объектов. В случае переноса строений (как и в случае их сноса) здания гостиницы «Северной» и «Кареллеса» окажутся «вырванными из контекста» и «морально униженными». А В. Орфинский поинтересовался: не лучше ли средства на копирование или перенос, если уж таковые найдутся, пустить на реконструкцию, оставив здания на прежнем месте?

   
   

Реконструкция, к слову, обошлась бы примерно в 130-140 млн рублей. В том, что деревянные дома изношены до предела, сомневаться не приходится. В помещениях нарушен воздухообмен, есть проблемы с электропроводкой. Специалисты опасаются: в случае сохранения зданий (а единственная возможность это сделать – признать их памятниками) они могут повторить печальную судьбу других объектов деревянной архитектуры.

- Дом крестьянина на ул. Гоголя сгорел. Мы видим, в каком состоянии уже несколько лет пребывает здание детской поликлиники на Ленина, прикрытое огромным баннером. Следовательно, денег на поддержание памятников архитектуры у государства, у республики нет, - подытожил Евгений Фролов. - При появлении средств на реконструкцию городских памятников деревянной архитектуры их надо в первую очередь направить на восстановление нормального внешнего вида дома № 22а по проспекту Ленина. Этот дом напротив гостиницы «Северная», содержащий элементы неоготической архитектуры, является памятником и однозначно останется на своём месте. 

Приемлемый компромисс

По мнению большинства присутствовавших, компромиссным может стать вариант, при котором частично облик зданий будет сохранён. Речь идет о сохранении внешнего вида фасадов зданий и общего архитектурного стиля центра города. Это как раз то, на чём и настаивала общественность. Вместе с тем внутреннее наполнение зданий должно измениться в соответствии с современными требованиями.  Инвестор о таком способе решения проблемы отозвался как о «близком нам подходе». Архитектору проекта поручено разработать новый эскиз здания, который должен содержать элементы его сегодняшнего фасада. Важно, чтобы новое здание послужило правильным фоном для ансамбля этого перекрёстка – гостиницы «Северная» и запоминающегося всем туристам деревянного дома № 22а на ул. Ленина.

Окончательного решения в ходе дебатов принято не было. Кто-то из участников встречи предположил: столь широкую дискуссию спровоцировал тот факт, что в последнее время стройка очень уж агрессивно вторгается в центр карельской столицы. Было даже высказано предложение объявить мораторий на уплотнительную застройку.

Смотрите также: