Это около четверти его общей стоимости. Данный проект занял вторую по значимости позицию в списке ключевых энергетических проектов Польши, софинансируемых на средства ЕС.
Строительство нефтепровода позволит Украине и странам ЕС перекачивать нефть с черноморских танкеров, заполненных азербайджанской и казахстанской нефтью, по нефтепроводам «Одесса-Броды» - «Броды-Плоцк» - «Плоцк-Гданьск» (первый и последний уже существуют) на побережье Балтики. Через Броды проходит ветка нефтепровода «Дружба». Поэтому запуск Украиной нефтепровода «Одесса - Броды» в аверсном режиме (сейчас в реверсном режиме российская нефть поступает от Брод к портам Одесса и «Южный») может, по словам вице-премьера Игоря Сечина, нанести прямой ущерб российским нефтяным компаниям из-за закрытия южной ветки нефтепровода «Дружба», а впоследствии и северной ветки.
Президент России Дмитрий Медведев в недавнем обращении к главе Украины Виктору Ющенко прямо заявил: «… складывается впечатление, что в Киеве последовательно добиваются разрыва сложившихся экономических связей с Россией, в первую очередь в области энергетики». Причём, надо добавить, в ущерб собственным интересам Украины.
За семь месяцев текущего года через порты Одесса и Южный было экспортировано 7,7 млн. тонн российской нефти, тогда как от Одессы к Гданьску первые несколько лет планируется перекачивать не более 5 млн. тонн в год. То есть Украина при реверсе трубы потеряет втрое на платежах за транзит нефти по своей территории. Если, конечно, эта нефть вообще найдётся.
До сих пор неизвестно, согласятся ли владельцы нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» и танкеров, курсирующих между грузинскими портами и Средиземным морем, поделиться с Украиной своей долей доходов, а собственники нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Европе потратить миллиарды долларов для реконструкции предприятия под другой сорт нефти. Стоить вспомнить, что после постройки в 2002 году труба три года стояла сухой, пока через неё не пошла российская нефть. Остаётся вопрос: Ющенко лоббирует откровенно антиукраинский проект, только чтобы насолить России?
Так или иначе, но нынешняя позиция украинского руководства однозначно доказывает правильность решения снять часть рисков для надёжности российского нефтяного экспорта с помощью строительства нефтепровода только по территории России. Новый нефтепровод БТС-2 протянется от брянского города Унеча до порта Усть-Луга в Ленинградской области.
Работы по строительстве БТС-2 начались весной 2009 года. Сейчас в Брянской и Смоленской областях продолжается сварка и укладка труб, строительство насосных станций.
В Тверской, Новгородской и Ленинградской областях ведутся подготовительные работы на участках будущей трассы. БТС-2 - это огромный проект, благодаря которому во всех пяти регионах появляются рабочие места, загружаются производственные мощности, наполняются местные бюджеты. Строительство БТС-2 началось только в этом году, итоги стройки для областей будут подведены после Нового года. Но можно посмотреть на цифры другого нефтепровода – «Восточная Сибирь – Тихий океан», строительство которого ведётся уже три года. В 2008 году в бюджеты регионов по маршруту ВСТО было перечислено в совокупности около 760 млн. рублей. Для БТС-2 цифры будут тоже весьма значимыми.
Но есть и не только финансовые итоги нового инфраструктурного проекта страны. На нескольких участках нефтепровод БТС-2 проходит по лесам и болотам, где во время последней войны шли жестокие сражения.
С начала лета поисковые отряды, приглашённые «Транснефтью» для обследования трассы БТС-2, обнаружили и эксгумировали останки 23 бойцов Красной Армии. Останки передаются местным властям для захоронения. Последнее состоялось 31 июля. На воинском кладбище в деревне Соловьёво Кардымовского района Смоленской области со всеми причитающимися воинам почестями были преданы земле останки шести бойцов РККА. Ранее на этом кладбище уже были погребены 125 воинов, обнаруженных смоленскими поисковиками в Кардымовском районе.
Поисковики сейчас работают во всех пяти областях, по территории которых проходит БТС-2. И везде обнаружены останки павших воинов. Предстоят торжественные церемонии захоронения погибших в Брянской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.
С начала тёплого сезона члены поисковых отрядов обследовали 357 км трассы строительства трубопровода. Почти закончены работы в Брянской области (проверено 80 из 98 км трассы), в других областях работы проведены на участках протяжённостью от 55 до 95 км.
Впервые в России на стройке такого масштаба ведётся целенаправленное профессиональное обследование территории с целью поиска павших воинов.
Это бесконечно важно, потому что по высшей справедливости, война заканчивается не тогда, когда подписан мир, а когда погребён последний павший на ней солдат.
Смотрите также:
- Экологи: Минприроды задерживает ремонт нефтепровода в «Лосином острове» →
- Строительство БТС-2 стартует в Брянской области →
- Экология нефтепровода →